Продолжаются переговоры между Сенатом и администрации Обамы по поводу санкций в отношении Ирана. Между тем в этом деле может оказаться замешанной ещё и продажа Францией оружия России.
Трения между фракцией республиканцев в Конгрессе и французским правительством разгорелись из-за десантного вертолётоносца класса Mistral, который французы предполагают продать Российской Федерации. Если сделка совершится, она станет крупнейшей в истории НАТО продажей оружия России, и депутаты в США опасаются, что она повлечёт за собой волну аналогичных сделок. К тому же они разделяют опасения грузин и прибалтов, что покупка такого корабля позволит России вести себя в ближнем зарубежье ещё более агрессивно.
Так какая же связь между этим и санкциями в отношении Ирана? Как уже сообщалось в эксклюзивном репортаже, опубликованном в нашем издании ранее, Государственный департамент хотел бы внести определённые поправки к законопроекту Криса Додда (Chris Dodd) по санкциям против Ирана, ныне рассматриваемому в Сенате. В общем и целом администрация Обамы хочет, чтобы были сделаны исключения для стран, сотрудничающих с Америкой в области санкций против Ирана. Франция, как предполагалось, должна была возглавить список этих стран.
Но, как сообщил нам помощник одного высокопоставленного сенатора от Республиканской партии, его соратники сейчас договариваются о том, чтобы именно для Франции и для французских компаний, в случае, если Mistral будет продан, исключения не делалось.
"То, будет ли сделано исключение для Франции, вполне может зависеть от того, решит ли Франция продать этот корабль России", — заявил помощник, пояснив, что "есть возможность сформулировать требования настолько узко, что президент просто не сможет включить Францию в список".
В первую очередь под это подпадает гигантская французская нефтегазовая компания Total, которая из-за предусмотренных проектом Криса Додда санкций может лишиться возможности продавать Ирану очищенные нефтепродукты. Сейчас, как сообщается, Total ведёт переговоры с Китаем о совместном проекте в южном Фарсе (регион Ирана).
В сопутствующем законопроекте, легко прошедшем через палату представителей на прошлой неделе, тоже очень много говорилось об ограничениях торговли нефтепродуктами.
В недавний период американские законодатели стали испытывать повышенный интерес в связи с кораблём Mistral и развернули вокруг этого сюжета бурную деятельность.
В понедельник шестеро сенаторов от Республиканской партии направили французскому послу Пьеру Вимону (Pierre Vimont) письмо, в котором выражали озабоченность в связи с запланированной сделкой. Заместитель главы фракции республиканцев в палате представителей Илеана Рос-Лехтинен (Ileana Ros-Lehtinen; штат Флорида) на прошлой неделе предложила в законодательном порядке призвать Францию отказаться от сделки.
В письме, попавшем в нашу редакцию и датированном понедельником, Вимон, по сути дела, ответил сенаторам, что Франция будет принимать решение самостоятельно, и поблагодарил их за проявленный интерес.
"Франция не имеет оснований отказывать российской стороне в её просьбе, которую мы в настоящий момент изучаем, после чего намерены дать ответ с учётом всех принятых во Франции норм контроля над экспортом военного оборудования", — писал Вимон.
Другими словами, Франция не будет следовать ни Вассенарскому соглашению о контроле над экспортом, ни кодексу Европейского Союза по экспорту оружия, как того хотели бы сенаторы.
Также Вимон привёл несколько доводов в поддержку совершения сделки, о чём нашей редакции сообщили официальные представители французского посольства. Среди прочего указывалось, что корабль применялся при выполнении гуманитарных миссий, не содержит никаких сверхсовременных технологий и угрозы для НАТО не представляет.
Однако мы связались с множеством помощников сенаторов, и все они выразили неудовлетворённость этим ответом и пообещали продолжать борьбу.
"Если французы решат идти до конца, а в письме фактически говорится о том, что они уже решили, у нас останется не так много вариантов, но для альянса НАТО без последствий не обойдётся", — прокомментировал один из помощников.