Предполагается, что западные страны будут держать язык за зубами, когда граждане Узбекистана отправятся в эти выходные на избирательные участки, чтобы проголосовать на выборах в жестко контролируемый властями парламент - ведь Запад нуждается в помощи Ташкента, ведя войну в Афганистане.
В Узбекистане нет официально зарегистрированных оппозиционных партий, а критики власти в результате преследований со стороны полиции ушли в подполье. Все четыре политические партии, которые будут соперничать на выборах, поддерживают правительство бывшего босса узбекской компартии Ислама Каримова, твердой рукой правящего этой центральноазиатской страной на протяжении вот уже двадцати лет.
Направив накануне выборов свою делегацию в Ташкент, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе после этого отклонила приглашение Узбекистана принять участие в наблюдении за голосованием, поскольку "базовые свободы в стране по-прежнему ограничиваются, существующий политический спектр не дает электорату возможностей для настоящего выбора среди конкурирующих политических альтернатив, предыдущие ключевые рекомендации ОБСЕ … остаются невыполненными, и нет никаких подвижек в деле приведения существующей правовой системы в соответствие с правилами ОБСЕ".
"Выборы будут фикцией", - говорит эксперт из организации Amnesty International по Центральной Азии Мэйзи Вайхердинг (Maisie Weicherding). Западные страны ввели санкции против Узбекистана, когда Каримов запретил проводить международное расследование обстоятельств подавления восстания в городе Андижане в 2005 году. Официально количество погибших там составляет 189 человек, однако свидетели заявляют, что жертв было значительно больше. Ташкент ответил на критику тем, что выгнал американцев с авиабазы, которая использовалась для нанесения ударов в Афганистане, а затем перенацелил свое внимание на Россию и Китай.
Поскольку в Афганистане усиливает свои позиции "Талибан", а натовские пути снабжения из Пакистана все чаще подвергаются нападениям, Запад хочет помириться с Ташкентом. Возглавляющий Центральное командование США генерал Дэвид Петреус (David Petraeus) уже два раза за этот год побывал в Узбекистане, а в октябре Европейский Союз отменил последние санкции из своего списка, сняв эмбарго на поставки оружия, а также заявив об улучшении ситуации с правами человека.
Узбекистан отреагировал на это положительно, разрешив американцам провозить через свою территорию несмертоносные грузы.
Пока Ташкент налаживал связи с Западом, появилась напряженность в его отношениях с Москвой, стремящейся усилить свое военное влияние в Центральной Азии. Этим летом Узбекистан выступил против плана Кремля по размещению российских войск на юге Киргизии вблизи своей границы, а также отказался участвовать в совместных военных учениях возглавляемых Россией сил быстрого реагирования, которые были созданы в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, куда входят бывшие советские республики.
Директор российской и евразийской программы из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) Эндрю Качинс (Andrew Kuchins) заявил, что Узбекистан воспользуется своим сотрудничеством с американскими военными "для придания легитимности своему режиму, который вызывает резкое осуждение, а также для создания противовеса российским военным устремлениям в Центральной Азии".