Многих из тех, кто помнит правление Рональда Рейгана, удивляет его позднейшая популярность.
Идол республиканцев, подобно Джорджу Бушу сокращениями налогов и ростом оборонных расходов создавший гигантский дефицит федерального бюджета, а также проводивший политику невмешательства государства в экономику, которая привела к кризису жилищного кредитования, в наши дни стал настолько популярен, что его регулярно восхваляют даже такие демократы, как президент Обама.
Однако, если то, как американцы воспринимают Рейгана, вызывает удивление, то, как русские воспринимают Сталина, выглядит просто дико.
В понедельник сотни поклонников бывшего советского лидера выстроились в очередь на Красной площади, чтобы возложить венки к его могиле в память 130-летней годовщины его рождения.
Вице-спикер российского парламента, депутат от коммунистической партии Иван Мельников пишет на партийном сайте: «Нам бы очень хотелось, чтобы в этот день смолкли разговоры о каких-то ошибках сталинской эпохи, чтобы люди задумались о личности Сталина как о созидателе, мыслителе, патриоте».
И кровавом маньяке, заодно. В число «ошибок», о которых не хочет говорить Мельников, входят предательский пакт с Адольфом Гитлером о разделе Европы, и одно из самых страшных преступлений двадцатого века - смерть десятков миллионов россиян в результате кровавых чисток и организованного властями голода.
Культ личности Сталина усиливается почти десять лет при открытой поддержке Кремля. Самозваный «садовник человеческого счастья» (его называли, в том числе, и так) столь популярен, что почти треть опрошенных россиян заявила недавно, что страна нуждается в таком лидере как он. В прошлом году, когда контролируемый государством телеканал «Россия» попросил зрителей проголосовать в Интернете за величайшую фигуру в российской истории, Сталин, по слухам, лидировал в голосовании до тех пор, пока организаторы не стерли результаты и не начали процесс заново, заявив, что конкурс стал жертвой спамеров. Победителем, в конце концов, был признан средневековый святой Александр Невский, хотя многие сочли, что итоги были сфальсифицированы, потому что победа Сталина выглядела бы слишком шокирующе.
Широко распространено мнение, что ностальгию по диктатору поощряет премьер-министр России Владимир Путин, недавно заявивший, что наследие Сталина слишком сложно, чтобы воспринимать его в черно-белых красках. Считается, что таким образом, он обеспечивает поддержку своему собственному авторитарному режиму.
У такого подхода, как и у канонизации Рейгана, есть одно серьезное преимущество: человеческая память коротка, а сам объект переосмысления давно отошел в прошлое и не может непосредственно продемонстрировать свои недостатки.