Стоя на морозе перед Кремлем и слушая, как главный раввин России произносит ханукальную молитву, я испытывал смешанные чувства.
Зрелище было прекрасное. Большие свечи на гигантской меноре отмечали третью ночь праздника. Фейерверки на большой надписи “Ханука” озарили манежную площадь.
Однако у моих родителей никогда не было возможности ощутить такую радость.
В 1979 году они эмигрировали в США из Украины – потому что евреи в Советском союзе преследовались, а они не хотели такой же судьбы для своих детей.
А теперь официальные празднования Хануки уже седьмой год проводятся при содействии российского правительства. Вокруг меня стояли порядка 500 человек, а некоторые даже пустились в пляс. Там, где моих родителей преследовали и угнетали, теперь гордо поет еврейский хор.
Я хотел также знать, как событие отмечают представители молодого поколения. С манежной площади я отправился в ночной клуб. Международная еврейская студенческая организация “Гилель” решила побить мировой рекорд и попасть в книгу Гиннеса – одновременно зажечь максимальное количество свечей.
На разогреве выступали какие-то исполнители. Однако, настоящее тепло воцарилось, когда каждый зажег свою менору, и зал наполнился светом. Организаторы говорят, что 358 участников побили прошлый рекорд. Фонд Гиннеса официально подтвердит в течении месяца.
Я снова подумал о своих родителях. Жалко, что их не было там рядом со мной. Я знал, что они беспокоились, и, учитывая пережитую ими дискриминацию, я не могу их винить за это беспокойство.
Преступления на почве нетерпимости по-прежнему происходят здесь слишком часто. Так или иначе, мне понравилось быть свидетелем положительных изменений. Изменений, которые мои дети, надеюсь, будут считать частью своей истории.