Второе за два месяца убийство российского священника стало поводом для обращения Русской православной церкви к россиянам с призывом задуматься о духовном и моральном состоянии, в котором находится их страна. Незадолго до этих убийств на неспокойном российском Кавказе вспыхнула волна насилия против мусульманских священнослужителей.
Застреленный во вторник тридцатидевятилетний священник о. Александр (Филиппов), как сообщается, стал жертвой двух пьяных мужчин в деревне Сатино-Русское в Подмосковье. Как рассказывает его вдова, о. Александр подошёл к подозреваемым первым, чтобы укорить их за то, что они мочились у входа в собственный подъезд.
Глава Русской православной церкви патриарх Кирилл отозвался об о. Александре как об умном человеке, жившем чистой жизнью. После его смерти осталось три дочери.
Как сказал патриарх, священник погиб из-за своего неравнодушия к отвратительному поведению людей и из-за занятой им в силу своего призвания принципиальной позиции.
Как сообщает информационное агентство «Интерфакс», за период с 1990 года в России было убито двадцать шесть православных священников и совершено множество нападений. В ноябре был избит о. Виталий (Зубков), а всего за несколько дней до этого в Москве убили его друга о. Даниила (Сысоева). Сысоеву неоднократно угрожали смертью в связи с тем, что он открыто критиковал ислам и пытался обращать мусульман в христианство.
Как сообщается в новостях, представитель православной церкви Владимир Легойда считает, что недавние события должны заставить россиян задуматься о духовной и моральной ситуации, в которой оказалась их страна.
Глава Института религии и права при Российской академии наук Роман Лункин заявил в интервью «Голосу Америки», что многие россияне называют себя православными христианами, но совершенно не знают, какие обязательства накладывает на них принадлежность к религиозному объединению. По его словам, сами духовные лидеры в России нередко подают им дурной пример, смешивая друг с другом отношения с церковью и с государством.
По словам Лункина, церковные лидеры внушают людям, что, чтобы назвать себя православным, достаточно иметь близкие отношения с государственными чиновниками и участвовать в официальных церемониях. По его словам, это говорит об отсутствии искренней веры; также Лункин считает, что священники нередко начинают со строительства здания церкви, а не с того, чтобы организовать общину верующих.
Лункин полагает, что в эпоху коммунизма многие россияне лишились всякой религиозной веры, а заодно и всякого уважения к священникам и церквам.
Лункин вспомнил, как несколько лет назад один священник в Ивановской области (к северу от Москвы) начал строить церковь, а в одно прекрасное утро обнаружил, что местные жители разобрали постройку на кирпичи и украли их, потому что в той деревне не было общины верующих и никто понятия не имел, что такое православие. Ещё Лункин отметил, что хулиганы, убившие священника, считали себя православными.
Мусульмане России тоже перенесли тяжёлый год: на Кавказе было убито несколько известных духовных деятелей, в их числе — заместитель дагестанского муфтия Ахмед Тагаев и ректор Исламского института Карачаево-Черкесии Исмаил Бостанов.
По мнению некоторых наблюдателей, эти убийства связаны с деятельностью мусульман-боевиков, борющихся с местными прокремлёвскими властями. Заместитель председателя совета муфтиев России Дамир-Хазрат Гизатуллин наличие этой связи отрицает; общаясь с «Голосом Америки», он объяснил убийства общей неустроенностью российской жизни, оставшейся в наследство от семидесятилетнего периода правления коммунистов.
По словам Гизатуллина, люди в России не умеют слушать друг друга и уступать друг другу дорогу и не понимают сути духовности и религии. Это, по его мнению, и привело к текущей ситуации, сложившейся после семидесяти лет отчуждения от духовных корней и традиций России. По его словам, люди сейчас не понимают, что и духовные лица, и все остальные люди защищены Господом Всемогущим и законом.
По его словам, коммунисты совершали ту же ошибку, ставя строительство зданий выше интересов общества.
Гизатуллин считает, что советские власти стремились построить побольше жилых домов для людей, но о туалетах и прочих коммунальных учреждениях забывали. По его мнению, на такие вещи ни у кого не было времени, энергии и ресурсов, а теперь Россия вынуждена пожинать плоды этих особенностей советской жизни.
Знаменитые россияне, павшие от рук убийц, — это не только священники, но и журналисты и активисты политических движений. Большая часть убийц остаётся на свободе.