Я решил опубликовать эту статью, хотя она не совсем о текущих событиях. А может быть, и о текущих. Здесь, в США репутация Сталина высечена в камне: это монстр, уничтоживший миллионы собственных сограждан. Такую репутацию он получил в основном благодаря книге "Архипелаг ГУЛАГ" и … больше ничему. Большинство американцев и книгу-то не читало, а образ монстра создали и раскрутили средства массовой информации. Поэтому сейчас очень редко среднестатистический гражданин США в состоянии процитировать насчет Сталина что-нибудь подлинное. А затем эстафетную палочку подхватил Голливуд, и Роберт Дюваль (Robert Duvall) из страшилы Рэдли (Дюваль играл эту роль в фильме "Убить пересмешника" - прим. перев.) без проблем перевоплотился в страшилу Сталина (сыграв его в одноименном фильме - прим. перев.). В конце концов, мы нация, которая любит шоу.
Но в России Сталин не только хорошо известен. Похоже, там наступило его второе рождение. По итогам проведенного недавно опроса его назвали самым влиятельным и важным человеком в России - и не только. Его обсуждают, анализируют, на него смотрят по-новому, его возрождают. Совсем недавно возникли две особые тенденции: Сталин как олицетворение русской национально-религиозной идеи, и Сталин как гениальный менеджер, направивший энтузиазм народа России на высшие достижения. Как мы видим, и то, и другое без особых доработок применимо к Гитлеру, Мао и Саддаму Хусейну в лице Авигдора Либермана (авансом).
Я не собираюсь описывать то, как восхваляют Сталина. Единственное, что я хочу здесь выделить, это его "эффективность". Главный аргумент неосталинистов заключается в том, что Сталин и его система были "патриотически эффективными", что он и только он сумел понять, как сконцентрировать силы нации и направить их на перестройку страны, на превращение ее в современное и независимое государство, как защитить ее от врагов - внутренних и внешних. Подобно дирижеру большого оркестра Сталин работал со всеми инструментами, милуя и казня безо всякой жалости до тех пор, пока не родилась блестящая симфония. А если в процессе он порой вел себя жестоко и бесчеловечно по отношению к отдельным личностям, то он поступал точно так же, как и другие руководители в любой другой стране или обществе - и до, и после него. Без диктатуры ничего великого не добьешься, говорил дирижер Ганс фон Бюлов (Hans von Bulov), и эти слова стали главным лозунгом сегодняшних почитателей Сталина, где бы они ни находились. Конечно, этот лозунг они сопровождают заявлениями о том, что слухи о его злодеяниях сильно преувеличены, что в ГУЛАГе было много настоящих проблем (отчасти это верно), и что Сталин уничтожил большое количество реальных врагов советского государства.
Короче говоря, смысл в том, что он не монстр, а просто один из нас.
Он один из нас. Гитлер тоже один из нас. Томас Манн (Thomas Mann) как раз об этом писал в своем эссе "Брат Гитлер". Сталин - это такая же часть нашей истории, как Буш или Трумэн. И не исключено, что где-то в будущем, когда настанет день страшного суда, все они окажутся на одной скамье. Но мы люди, и единственный вывод из идеи о том, что он один из нас, заключается в следующем: если мы видим, как кто-то или что-то манит нас в туманное величие, в то же время применяя бесчеловечные методы, мы туда идти не должны. Да, он один из нас, и его подручные пытали людей - мужчин, женщин и детей. Да, он один из нас, и он оправдывал пытки необходимостью защищать страну от врагов. Да, он один из нас, и он вместе со своими ставленниками инспирировал массовые погромы, публичные аресты и публичные суды, выносил приговоры без суда и следствия, арестовывал и убивал людей по предписанию административных органов. Он создал варварскую сеть концентрационных лагерей и развратил душу нации. Поэтому, как только мы здесь увидим нечто подобное - пытки подозреваемых, содержание под арестом сверх всяких сроков, издевательство над законом, Патриотический акт, Министерство национальной безопасности, законы против абортов, тупую и гнусную жестокость по отношению к подросткам, толпы фанатиков и так далее - мы должны понимать, что это вновь рождается Сталин. Вот он стоит и улыбается, видя все это - ему такое нравится. Ему наплевать на правых и левых. Он любит процесс. Он один из нас. Не сомневайтесь.