Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Конец года: США вербуют рекрутов для афганской войны по всему миру

© Reutersармия солдаты база
армия солдаты база
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как можно понять из многочисленных заявлений политических и военных руководителей стран, направивших свои контингенты под начало НАТО в Афганистан, это поле боя является идеальным местом и прекрасной возможностью для получения реального боевого опыта, который можно будет применить у себя дома. Большая часть стран из этой категории граничит с Россией на ее северо-западном и юго-западном фланге.

Первая партия из американских подкреплений общей численностью в 33 с лишним тысячи человек прибыла на Рождество в Афганистан. Вскоре к ним присоединится 10000 военнослужащих из других стран, которые будут служить под началом НАТО в составе Международных сил содействия безопасности (ISAF). Всего у Вашингтона в южноазиатской зоне военных действий будет более 100000 военнослужащих и несколько десятков тысяч новых военных контрактников из подрядных компаний. Если сюда добавить 50 с лишним тысяч военнослужащих из других стран НАТО и из стран-партнеров, то общая численность войск превысит 150000 человек.

Если не считать небольшое количество войск, приданных учебной миссии НАТО-Ирак в Багдаде, то США со своими 120 тысячами военнослужащих остались в этой стране фактически одни. Страны НАТО, особенно из числа новых членов и кандидатов на вступление, примерно год назад получили приказ перебросить свои войска из Ирака в Афганистан. Кроме того, они сейчас перебрасывают туда же своих военнослужащих из Косово, Ливана и Чада. Таким образом, на афганском театре сегодня сосредоточена самая крупная в мире военная группировка из числа всех зон боевых действий.

Находящиеся в Боснии, Центральноафриканской Республике, Чаде, Ливане и у берегов Сомали войска из стран НАТО в настоящее время придаются миссиям Евросоюза. (Европейские боевые корабли также участвуют в военно-морской операции альянса Ocean Shield ("Океанский щит") в сомалийских водах и в Аденском заливе.) Их переброска в Южную Азию демонстрирует реальную взаимозаменяемость воинских формирований, входящих в состав НАТО и Европейского Союза.

С началом эскалации военных действий в Афганистане и соседнем Пакистане западные общественные деятели и средства массовой информации часто и весьма пространно говорят о том, что эта война станет испытанием (возможно, главным и самым суровым испытанием) для Организации Североатлантического договора, а также важнейшим переломным моментом за всю ее 60-летнюю историю.

Когда этот единственный в мире военный альянс  в сентябре 2001 года сослался на Статью 5 устава НАТО, в которой говорится о взаимной помощи, дабы поддержать своего главного члена США в вопросе вторжения в Афганистан и его оккупации, он на тот момент только что завершил самую первую за всю историю свою войну - 78-дневную кампанию бомбардировок Югославии, проведенную в начале 1999 года. Это было первое масштабное военное нападение на европейскую страну после наступлений и вторжений Гитлера и Муссолини в 1939-1941 годах.

Реализовав положение Статьи 5 - "Договаривающиеся стороны соглашаются с тем, что вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, соглашаются с тем, что в случае, если подобное вооруженное нападение будет иметь место, каждая из них … окажет помощь Договаривающейся стороне, подвергшейся нападению", НАТО начала свою первую наземную войну и первую войну в Азии.

Альянс также воспользовался этими положениями о войне, чтобы в начале октября 2001 года приступить к операции Active Endeavor ("Активные усилия"). Это всесторонняя программа ВМС по контролю и досмотру морских судов, а также по действиям на воспрещение, проводимая во всем Средиземном море. В ее рамках полностью контролируется любая активность в новом натовском mare nostrum (наше море). Ее участники наблюдают за всеми подходами к этому самому важному в мире морю: за Гибралтарским проливом, за Дарданеллами и за Суэцким каналом, которые связывают Средиземноморье с Атлантикой, Черным морем, Красным морем и далее с Индийским океаном (соответственно).

Военный альянс во главе с США получил контроль над этим обширным участком стратегических морских коммуникаций под благовидным предлогом, взяв на вооружение американские заявления о борьбе с терроризмом и оружием массового уничтожения, зазвучавшие после 11 сентября 2001 года. Первое заявление стало основанием для вторжения в Афганистан, а второе - для оккупации Ирака.

Спустя три года после начала операции "Активные усилия", которая ведется в полную силу и по сей день, на саммите НАТО в Турции была выдвинута "Стамбульская инициатива о сотрудничестве". В ее рамках было переведено на новый уровень военное партнерство с членами "Средиземноморского диалога" - Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Мавританией, Марокко и Тунисом. Кроме того, было намечено подключить к такому партнерству шесть стран-членов "Совета сотрудничества стран Персидского залива" - Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты. Моделью для него стала программа "Партнерство во имя мира", в рамках которой за прошедшее десятилетие к полноправному членству в НАТО было подготовлено двенадцать стран Восточной Европы.

За десять лет североатлантический альянс существенно расширил свои рубежи времен "холодной войны", которые ограничивались Северной Америкой, Западной и Южной Европой. Теперь он охватывает почти всю Восточную Европу, включая бывших членов Варшавского договора, а также советские и югославские республики. На смену биполярному военному разделу Европы, символом которого была уничтоженная двадцать лет назад Берлинская стена, пришло одностороннее расширение границ единственного в мире военного блока в сторону западных рубежей России - от Балтики до Черного и Адриатического морей. А оттуда альянс начал распространять свою зону охвата на южный Кавказ, северо-восточную и центральную Африку, а также на Центральную и Южную Азию, направляя туда войска и налаживая партнерство.

Если Афганистан и является проверкой и испытанием НАТО на шестидесятом году жизни данной организации, то это экзамен не для блока образца 1949 года, а для НАТО 21-го века, для экспедиционной, или глобальной НАТО, как любят в последние годы выражаться ее руководители и сторонники. Это первая в истории попытка сколотить подлинно интернациональный военный альянс - боевой механизм международного масштаба, основой и стержнем которого является  единственная в своем роде самопровозглашенная супердержава с ее ядерным арсеналом.

"Асимметричная" война в Афганистане, идущая уже девятый год, это весьма плодотворное для НАТО предприятие в целом ряде аспектов. Она стала первой сухопутной войной альянса, первой колониальной вылазкой блока за пределы евроатлантического мира. Эта затяжная и по всем признакам неопределённо долгая кампания в Южной Азии стала лабораторией, учебным центром, полигоном и местом встречи США, консолидирующих там свою глобальную военную мощь, и оккупационных сил, получивших первое боевое крещение в Косово в 1999 году, где под командованием НАТО действовало 50000 военнослужащих, а затем и в Ираке после 2003 года, куда были направлены десятки тысяч военнослужащих из НАТО, из новых стран-членов альянса и из государств-кандидатов на вступление.

К настоящему времени Вашингтон и Брюссель направили в Афганистан воинские контингенты из пятидесяти стран с пяти континентов. Все они служат под началом одного командира - генерала Стэнли Маккристала, который возглавляет все американские и натовские силы в этой стране. В ряду стран, направивших свои войска в Афганистан в последнее время, есть географически удаленные и очень разные государства. Среди них Колумбия, Босния, Грузия, Черногория, Монголия, Армения и Южная Корея. Во всех этих странах, за исключением Монголии, совсем недавно шли войны - или могут вспыхнуть в любой момент. Как можно понять из многочисленных заявлений политических и военных руководителей стран, направивших свои контингенты под начало НАТО в Афганистан, это поле боя является идеальным местом и прекрасной возможностью для получения реального боевого опыта, который можно будет применить у себя дома. Большая часть стран из этой категории граничит с Россией на ее северо-западном и юго-западном фланге.

Министр обороны Австрии (это одна из немногих европейских стран, не являющихся пока полноправными членами НАТО) пожаловался недавно на страницах одной из австрийских газет, что американские руководители давят на его страну, требуя направить в Афганистан больше войск, и напомнил читателям, что они пока живут в суверенном государстве. Как сообщила Deutsche Welle, "Австрия и Соединенные Штаты ссорятся и спорят по поводу численности австрийских войск в Афганистане. Австрийское правительство заявляет о том давлении, которое на него оказывают США, требуя направить в состав миссии НАТО больше военнослужащих".

Южнокорейская газета Dong-A Ilbo написала 21 декабря, что "НАТО впервые пригласила корейскую военную делегацию на встречу стран, направивших свои войска в Афганистан, которая состоится в следующем году".

"Запланированная на июль отправка корейских войск наверняка поможет укрепить перспективное военное сотрудничество между Кореей и НАТО", - пишет автор этой статьи. Он добавляет, что с приходом к власти в Сеуле нового правительства Ли Мен Бака (Lee Myung-bak) "Корея начала активно участвовать в международном сотрудничестве в сфере безопасности, решив, среди прочего, направить свои войска в Афганистан и в полной мере присоединиться к Инициативе по борьбе с распространением оружия массового уничтожения (Proliferation Security Initiative), что изменило отношение НАТО к Сеулу". Инициатива по борьбе с распространением оружия массового уничтожения - это еще один механизм, связанный с американским военно-морским проектом с участием тысячи кораблей, а также с операцией НАТО "Активные усилия". Ее цель - подключить как можно больше стран со всего мира к международному военному сообществу, управляемому из Вашингтона.

Южная Корея уже включена североатлантическим альянсом в категорию "контактных стран-партнеров". Среди других стран-партнеров Япония, Австралия и Новая Зеландия. Они стали своеобразными кирпичиками, создающими основу для быстро развивающегося "азиатского НАТО", куда входят Сингапур и Монголия, которые впервые направили или направят свои войска под командование НАТО в Афганистан. Кроме того, элементами этого фундамента являются Филиппины, Таиланд и Бруней, а также потенциальные члены в лице Индии, Бангладеш, Камбоджи, пяти бывших советских республик Центральной Азии, Афганистана и Пакистана.

Расширяясь на восток, североатлантический альянс в то же время продвигается и в южном направлении. Он уже начал официально проникать в Африку, где в суданском Дарфуре с 2005 года действует миссия воздушных перевозок, а у берегов Сомали в районе Африканского Рога выполняет свои задачи по борьбе с пиратами военно-морская группировка.

Главным военным оплотом и союзником Вашингтона в Южной и во всей Латинской Америке является Колумбия. Эта страна передала в пользование Пентагона семь военных баз, создав опасность начала войны со своими соседями Венесуэлой и Эквадором. Кроме того, она посылает роту своих закаленных в боях и обученных американцами солдат в Афганистан, в состав Международных сил содействия безопасности. Эти люди привезут в Южную Азию свой собственный военный опыт и применят его на практике. Вернувшись домой, они, подобно своим грузинским и южнокорейским братьям по оружию, которых также готовили американцы, будут лучше подготовлены к вооруженным конфликтам с соседними государствами.

Сейчас Британия, Франция и Нидерланды обязаны предоставлять собственные колониальные владения в Латинской Америке и возле ее берегов своему союзнику по НАТО США, чтобы те использовали их против членов "Боливарианского альянса для народов нашей Америки" (ALBA) - Боливии, Кубы, Эквадора, Никарагуа и Венесуэлы (Гондурас после переворота выходит из его состава). Наряду с этим, за последние пятнадцать лет была предпринята серия усилий по расширению связей НАТО с другими латиноамериканскими государствами, а также с Колумбией.

В 1995 году Чили и Аргентина (при президенте Карлосе Менеме (Carlos Menem)) направили свои войска в Боснию под начало НАТО. Тогда альянс впервые развернул свои войска за пределами территории государства-члена НАТО. На этой неделе Чили дала согласие продлить срок пребывания своих войск в этой стране в рамках миротворческой миссии, управление которой перешло от НАТО Евросоюзу. Представитель чилийского правительства заявил в этой связи: "Мы увидели, как Чили действует вместе с Организацией Североатлантического договора в европейской стране, а также стали свидетелями ее взаимодействия с первоклассными армиями мира".

Военная траектория движения кандидатов на вступление в НАТО и стран-партнеров за последние пятнадцать лет была такой: из Боснии в Косово, затем в Македонию и Ирак, и наконец в Афганистан. Кто бы ни одержал победу во время второго тура президентских выборов в Чили, который состоится в январе, чилийские военнослужащие могут со временем отправиться и в Афганистан.

Североатлантический альянс укрепляет связи с Чили, которая в настоящее время  вовлечена в международный спор по поводу прав и правопритязаний на Антарктиду; с Южной Африкой, где сегодня швартуются натовские военные корабли, проводящие там в последние два года военно-морские учения; а также с Австралией, у которой в Афганистане под командованием НАТО служит самый крупный воинский контингент из числа не входящих в альянс государств. Тем самым блок НАТО закрепляется на позициях, готовясь к драке на южном конце планеты, делая то же самое и на севере Земного шара в Арктике.

За три месяца до падения Берлинской стены и окончания "холодной войны" в югославском Белграде состоялся проходивший раз в три года саммит Движения неприсоединения. На нем присутствовали представители 108 государств, не входивших в военные блоки.

Прошло двадцать лет. В мире после распада Советского Союза, Чехословакии и Югославии, и также после предоставления независимости Восточному Тимору появилось двадцать с лишним новых стран. И теперь потребность государств в участии в военных соглашениях, партнерствах, коллективных силах, учениях, а также в размещении на своей территории баз США и НАТО стала еще сильнее, чем в годы "холодной войны".

Только сформированное недавно Африканское командование США наметило планы создания двусторонних и коллективных партнерств с Пентагоном для 53 государств. Война в Афганистане - это на сегодня самый значимый пробный камень в такой глобальной милитаризации. Вашингтон призывает все страны без исключения направлять на афганскую войну войска, помогать тыловым обеспечением и финансами. Он использует афганскую кампанию для наращивания двусторонних военных связей, а также для совершенствования оперативной совместимости войск и вооружений из самых разных стран мира.

Первые десять лет нового тысячелетия стали периодом войн, начало которым положил Афганистан, периодом расширения сети американских баз и группировок американских войск в Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке, а также в Центральной и Южной Азии. Это те районы, которые до недавнего времени были избавлены от постоянного присутствия Пентагона.