В 2009 году Соединенные Штаты, Европейский Союз и Россия активнее вели диалог между собой и меньше конфликтовали, определенно пытаясь снизить напряженность и усилить сотрудничество.
Однако пока неясно, сохранится ли эта положительная тенденция в следующем году, так как по ряду ключевых вопросов мирового масштаба по-прежнему существуют глубокие разногласия между сторонами.
Потепление между США и Россией
С тех пор, как в январе пост президента США занял Барак Обама, бывшие противники времен холодной войны начали осторожно исправлять отношения.
Учитывая выдающееся геополитическое влияние и военную мощь Москвы, Соединенным Штатам приходится полагаться на помощь России при решении стратегических задач в Афганистане, на Ближнем Востоке, в Иране и на Корейском полуострове.
17 сентября администрация Обамы отказалась от планов разместить в Польше и Чехии систему противоракетной обороны, которую Россия считала угрозой своей национальной безопасности.
Вскоре после этого, Москва объявила о том, что не будет размещать в Калининградской области у берегов Балтийского моря свои ракеты. Стороны также начали переговоры по договору об обоюдном сокращении своих арсеналов.
Тем не менее, некоторые из наиболее трудных вопросов пока не затрагивались. Москва надеялась получить более четкое представление об американских планах по поводу противоракетной обороны, и к тому же, между ней и Вашингтоном по-прежнему существуют разногласия относительно расширения НАТО на восток.
По мнению аналитиков, преодолеть эти разногласия будет трудно, так как ни одна из сторон не готова идти на уступки в вопросах, связанных со своими стратегическими интересами.
Сотрудничество и соперничество между США и Евросоюзом
Отношения между США и Европой в 2009 году постоянно продвигались вперед, по мере того, как у сторон возникало все больше взаимных интересов.
Эти отношения заметно испортились при Джордже Буше на фоне разногласий по иракскому вопросу между Соединенными Штатами и некоторыми из ведущих европейских стран во главе с Францией и Германией.
Придя к власти, Обама начал активнее обсуждать с Европой целый ряд проблем. С января президент успел провести множество важных переговоров с европейскими партнерами, в том числе на лондонском саммите «большой двадцатки», на саммитах НАТО и США-ЕС.
В ходе апрельского саммита НАТО Обама провел неформальную встречу с германской и французской общественностью в Страсбурге, на которой сообщил аудитории свой план по восстановлению отношений с Европой. «Мы должны честно признать, - сказал он, – за последние годы мы позволили альянсу ослабнуть».
Он пообещал, что Соединенные Штаты постараются стать «лучше как партнер» и призвал объединить усилия по поиску выхода из общих трудностей.
На последовавший за саммитом НАТО саммит ЕС-США прибыли все главы стран-членов блока, что выглядело как редкостное выражение солидарности с трансатлантическим союзником.
Тем не менее, между Европой и Америкой остаются расхождения по проблемам Афганистана и изменения климата. В декабре Обама объявил о своем намерении отправить в Афганистан дополнительные войска. Европейские союзники отнеслись к этой идее без энтузиазма.
Кроме того, Евросоюз всегда критиковал нежелание Вашингтона признать свои исторические обязательства в вопросе об изменении климата и резко сократить выбросы парниковых газов.
Лиссабонский договор , вступивший в силу 1 декабря, укрепил позиции ЕС и усилил надежды на то, что он превратится в мощный блок, способный говорить единым голосом.
Стабильность и процветание Европы соответствуют экономическим и политическим интересам Соединенных Штатов, однако Вашингтон, в то же время, должен приготовиться к тому, что Евросоюз усилится настолько, что будет угрожать американскому преобладанию.
Половинчатые отношения ЕС и России
Между Евросоюзом и Россией традиционно существуют политические и экономические связи. В августе прошлого года президент Франции Николя Саркози (Nicolas Sarkozy) сыграл ключевую роль в урегулировании вооруженного конфликта между Россией и Грузией.
В этом году прошли два саммита Россия-ЕС - майский в Хабаровске и ноябрьский в Стокгольме. Посвящены они были отношениям между сторонами, финансовому кризису, европейской энергетической безопасности и глобальному потеплению.
Россия и Европа признают друг друга важными партнерами, а в ходе переговоров между ними было принято немало важных решений, однако до искреннего сотрудничества и откровенности им пока далеко.
Между странами Западной и Восточной Европы существуют давние разногласия относительно того, как следует строить отношения с великой державой прошлого, а саму Россию, между тем, беспокоят экспансия Евросоюза на восток и его так называемое «Восточное партнерство» с республиками бывшего Советского Союза – Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
Сейчас Москва хочет создать новую европейскую архитектуру безопасности, пытаясь бросить вызов господству НАТО в регионе.
29 ноября президент России Дмитрий Медведев предложил проект «Договора о европейской безопасности», соответствующий его идеям о реформировании действующих структур европейской безопасности, главную роль в которых играют НАТО и Соединенные Штаты, но западные страны и международные организации не обратили внимания на его инициативу.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) заявил, что лучшая площадка для обсуждения подобных вопросов – это Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). «НАТО остается основной структурой евроатлантической безопасности», - добавил он.
С практической точки зрения России и ЕС будет трудно в ближайшее время избавиться от настороженного отношения друг к другу, и это, вероятно, скажется на долгосрочных перспективах их отношений в будущем, полагают аналитики.