Секретарь Французской академии анализирует последствия отставки Бориса Ельцина, которой сегодня исполняется ровно десять лет.
31 декабря 1999 года россияне готовились встретить Новый год, и тут грянул гром среди ясного неба. Борис Ельцин заявил согражданам, что добровольно оставляет президентский пост. Руководство страной он передал в руки назначенному лишь четыре месяца назад премьер-министру Владимиру Путину, который должен был за 90 дней подготовить проведение досрочных президентских выборов, обеспечив преемственность власти в соответствии с Конституцией 1993 года. То, что Ельцин указал на Конституцию в качестве гаранта стабильности в переходный период, было в России в диковинку, так как любая передача власти всегда была здесь результатом силовой борьбы или даже заговоров и переворотов. Такая тихая, мирная и рассчитанная отставка стала настоящим чудом в глазах россиян.
И в действительности с 1917 года ни один советский политик не отказался от власти по доброй воле. Соперники лишали их влияния, имущества и даже жизни. За последние полвека лишь два человека потеряли власть при менее трагических обстоятельствах, но последствия их политического краха все равно сильнейшим образом сказались на их дальнейшей судьбе.
В 1964 году Никита Хрущев смог пережить свою отставку, но превратился стараниями победителей в политический и социальный труп. До самой своей смерти он оставался никем, тенью себя былого. В декабре 1991 года Михаил Горбачев оставил пост президента СССР. Но в тот момент СССР уже распался, а реальную власть взяли в руки путчисты во главе с Борисом Ельциным. Несмотря на то, как много сделал Горбачев для своей страны, он так и не смог вернуть себе подобающее место на российской политической арене.
Отставка Бориса Ельцина 31 декабря 1999 года стала первым добровольным уходом от власти в истории России. В тот момент до окончания его президентского срока оставалось еще немало времени, и никто и представить себе не мог, что он был способен от него отказаться. Выбранное для этого неожиданного жеста время было вдвойне символичным. Во-первых, это был конец тысячелетия, в котором началась христианизация России, связавшая таким образом судьбу страны с Европой. Во-вторых, мир вступал в новый век, оставляя позади трагическое XX столетие – худшее в истории России. Адресованное согражданам послание Ельцина было предельно ясным: Россия входит в эру цивилизованной власти.
Отставка президента и вступление в силу конституционного процесса передачи власти свидетельствовали о том, что государственные институты работают нормально, что для прихода к власти не нужно больше убивать и что вовремя отказаться от нее тоже не зазорно. Еще не уверенное в себе молодое российское государство прошло 31 декабря важнейший этап своей истории. Ельцин показал, что в этой стране политический мир и стабильность гарантируют государственные институты, а не сила. Если в 2008 году Владимир Путин не смотря ни на что не решился изменить Конституцию, чтобы получить право на третий срок, то это, потому что принятое Ельциным 31 декабря 1999 года решение не позволяло ему этого сделать. Прецедент 1999 года, верховенство Конституции стали краеугольным камнем политической жизни страны.
Кроме того, было в речи Ельцина было и другое новшество. Тот, кто уходит от власти, несет ответственность перед своей страной. В своем послании он признал, что годы его президентства были отмечены страданиями народа, что он не смог этого предотвратить и не сумел реализовать свои планы. Не стоит недооценивать значимость такого признания. На самом деле очень и очень многие политики предпочитают перекладывать вину на других (предшественников, предыдущие поколения или обстоятельства), тогда как лишь считанные единицы готовы взвалить на себя ответственность за свои ошибки и невыполненные обещания.
31 декабря Ельцин открыто признал, что не смог должным образом реализовать свои обязательства, и попросил у своего народа прощение. И он был прав. Его второй президентский срок прошел отнюдь не блестяще. Ушедший на покой президент создал своей стране жалкий и карикатурный имидж. Болезнь и вредные привычки серьезно сказались на его поведении. Бесконечная череда премьеров, капризная внешняя политика, достигшая к 1995 году окружения и семьи президента коррупция – все это раздражало и унижало граждан. Несколько раз парламент пытался вынести ему импичмент или заставить уйти в отставку. Безуспешно.
Тем не менее, в ходе всех этих конфликтов и кризисов Ельцин преследовал свой личный проект, которому он придавал особое историческое значение: привести к власти поколение постсоветских политиков, то есть тех, кто родился после эпохи Сталина. И он ставил во главе правительства воплощавших этот проект людей: Гайдара, Кириенко, Степашина. Попытки окончились полным провалом, и тогда он на некоторое время воспользовался услугами Черномырдина и Примакова, чей накопленный в советскую эпоху опыт несколько успокоил население. Последним в ряду представителей пост-сталинского поколения стал Владимир Путин. Ельцин решил, что ему нужен преемник, который подходил бы новой, выздоравливающей России. Ему был нужен молодой демократ и новатор с жестким, военным стилем. Чем не Владимир Путин?
Десять переходных лет между эрой коммунизма и XXI веком оказались для России очень тяжелыми. Ни одна другая страна бывшего советского блока не сталкивалась с подобными потрясениями. Входившая в новое тысячелетие Россия могла не раз исчезнуть с политических карт: из-за чуть не разразившейся в 1993 году гражданской воны, чеченской войны 1994-1996 годов и начатой в конце 90-х второй кампании, жесточайших экономических кризисов 1992 и 1998 годов, бесконтрольной приватизации, которая позволила единицам в мгновение ока сколотить огромные состояния и повергла в нищету немалую часть населения. В целом же Ельцину удалось если не предотвратить эти события, то хотя бы избежать полного краха страны и позволить ей вступить в новое тысячелетие в атмосфере гражданского мира и четко установленных и соблюдаемых институциональных правил.
Послание 31 декабря 1999 года показало, что Россия становится политически цивилизованной страной, и это стало настоящей революцией после долгой истории насилия и пренебрежения всеми и всяческими правами.