Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Лев Толстой — забытый гений?

На Западе Льва Толстого многие считают лучшим писателем всех времён и народов. В этом году в честь столетия со дня его смерти выйдет фильм «Последнее воскресенье». Так почему же на своей Родине — в России — гений слова заслужил лишь чуть тёплое отношение?

Картина Репина "Толстой за работой в Хамовниках"
Картина Репина Толстой за работой в Хамовниках
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Для поклонников Толстого 2010 год обещает быть прекрасным. Прошло сто лет с тех пор, как великий русский романист сбежал из своего подмосковного имения и спустя три недели умер на железнодорожном полустанке, и теперь мир готовится воздать ему великие почести.

Для поклонников Толстого 2010 год обещает быть прекрасным. Прошло сто лет с тех пор, как великий русский романист сбежал из своего подмосковного имения и спустя три недели умер на железнодорожном полустанке, и теперь мир готовится воздать ему великие почести. В Германии и США вышли новые переводы «Анна Карениной»; на Кубе и в Мексике проходят книжные ярмарки, посвящённые Толстому; во всём мире идёт показ нового чёрно-белого документального фильма. На оригинальных кадрах, найденных в российских архивах и реставрированных, можно видеть, как старый Толстой играет с пуделями и с энергичным видом вольтижирует на лошади.


В феврале премьерный показ «Последнего воскресенья» пройдёт в Великобритании. Этот фильм искусно и в драматической форме повествует о последних днях Толстого; в главных ролях — Хелен Миррен (Helen Mirren), Кристофер Пламмер (Christopher Plummer) и Джеймс МакАвой (James McAvoy). В этом остроумном биографическом фильме рассказывается о последних двух годах жизни писателя. Осаждаемые декадентами-папарацци граф Толстой и его жена Софья Андреевна ссорятся из-за его литературного наследия. Толстой хочет передать права на свои произведения всему человечеству, а графиня хочет получать доходы сама. Устав от конфликта с супругой, Толстой убегает, а затем заболевает и умирает по пути на юг.


Фильм снят по мотивам романа Джея Парини (Jay Parini), а главным героем его стал молодой Валентин Булгаков (МакАвой), личный секретарь Толстого. В последние годы жизни писатель пытался отказаться от собственности и от плотских удовольствий, но, как нетрудно было предвидеть, заверения Булгакова в соблюдении им толстовского обета безбрачия продержались недолго, и красавица Маша из толстовской общины лишила его девственности. Миррен, Пламмер и МакАвой играют отлично, сценарий тоже написано с приятной искусностью. На вопрос госпожи Толстой о том, читал ли он «Войну и мир», Булгаков смущённо отвечает: «Много раз». Повисает пауза. Затем он уступает: «Дважды».


И только одна страна не участвует в охватившей весь мир «толстомании» — Россия. Ходят слухи, что в бытность свою молодым шпионом КГБ Владимир Путин посещал имение Толстого инкогнито, но пока что Кремль не планирует проводить каких-либо крупных мероприятий в честь столетней годовщины смерти Толстого, которая наступит двадцатого ноября. Мало того, авторы «Последнего воскресения» снимали фильм не среди берёз под северным небом толстовской России, а в несколько более уютной обстановке сельской местности на востоке Германии.


Американец Майкл Хоффман (Michael Hoffman), режиссёр фильма, хотел снимать «Последнее воскресенье» в Ясной Поляне — идиллическом имении Толстого, расположенном возле Тулы, в ста двадцати пяти милях (200 км) к югу от Москвы.


«Мы очень хотели работать в России, очень», — с некоторой печалью признался один из продюсеров фильма Андрей Дерябин. — «Но там же нет нормальных туалетов. Нет инфраструктуры. Гостиницы отвратительные. И не было никаких гарантий безопасности для актёров. Оказалось, что снимать в России будет слишком дорого».


По словам Дерябина, было и ещё более серьёзное препятствие, а именно — удивительно равнодушное отношение России к гениальному автору «Войны и мира», эпической саги, действие которой разворачивается во времена наполеоновских войн в Европе и его вторжения в Россию.
На Западе Толстого считают одним из величайших прозаиков. В июле прошлого года в журнале Newsweek был опубликован рейтинг ста лучших романов мира, и на первом месте оказалась именно «Война и мир» (на втором — «1982» Оруэлла (George Orwell), на третьем — «Улисс» Джойса (James Joyce)).

Критики восхваляют необыкновенно высокую психологичность образов героев у Толстого, ветераны войн заверяют, что никто не умел лучше писать о сражениях. На Востоке, особенно в Японии, ценят философию Толстого.
«Во всём мире идёт гигантский всплеск популярности Толстого. Его любят везде, только не у нас [то есть в России]», — признался Дерябин.
Как предполагает Дерябин, причина такого сдержанного отношения кроется в собственном трудном пути России и в её неспособности придумать национальную идею.


«Мы её уже давно ищем. А ведь ответ уже дал Толстой: задача человечества — быть счастливыми сейчас».
Дерябин признаёт, что для большинства россиян прошедшее столетие было ужасным, то есть больше соответствовало духу Достоевского, чем Толстого.
«Прошлый век, с его акцентом на тьме и страданиях, был веком Достоевского. Я надеюсь, что теперь придёт черед Толстого», — говорит он.


Праправнук писателя Владимир Ильич Толстой согласен с тем, что в болезненном ходе истории XX столетия чувствуется явная достоевщина.
«Я надеюсь, что XXI век станет веком Толстого”, — говорит он.
Владимир работает директором государственного литературного музея в Ясной Поляне. Благодаря огромному лбу в нём мгновенно опознаётся представитель знаменитого рода Толстых.


 «Достоевский заостряет внимание на болезненных проблемах, на тёмной стороне человеческой души. Толстой же, напротив, выступает в защиту таких фундаментальных ценностей, как любовь, дружба и семейные отношения. Он даёт положительные ответы на вопросы, задаваемые человечеством, и в этом смысле он даёт больше надежды», — рассуждает Владимир.


Он сумел превратить Ясную Поляну в одну из главных культурных достопримечательностей России. Ежегодно сюда съезжаются тысячи любопытствующих паломников от литературы, многие — на специальных московских экспрессах «Толстой», курсирующих по субботам и воскресеньям. Поезд богато украшен сценами из произведений Толстого; я лично ехал в уютном вагоне, посвящённом его жизни на Кавказе, вдохновившей его на написание многих произведений, в том числе потрясающей поздней повести «Хаджи-Мурат»; в это же время, как следует из его дневников, он увлекался азартными играми и «девочками». Естественно, есть и вагон, посвящённый «Войне и миру».


От станции Козлова Засека можно доехать до дома Толстого на старом скрипучем автобусе. Всё выглядит примерно так же, как и в его времена: вот классический особняк, вот софа чёрной кожи, на которой родился и сам писатель, и его тринадцать детей, вот глубочайшее кресло, в котором он работал, вот разукрашенная золотая собачка, которую Толстой-мальчик подкладывал под подушку перед сном. В столовой висят портреты Толстого и членов его семьи, написанные художником Репиным, а за углом — его библиотека в двадцать две тысячи томов. В лесу скрывается его продолговатая могила без отметок.


Почтительные экскурсоводы водят небольшие экскурсионные группы к утиному пруду графа Толстого и к аллее, обсаженной высокими деревьями. Есть яблоневый сад, есть гуси, бродящие среди хозяйственных построек, есть берёзовая роща, где Толстой охотился на зайцев, лис и пернатую дичь, чаще всего промахиваясь.


До сих пор существует соседняя деревня, где Толстой в 1860-х пытался образовывать крестьянских детей. И тогда, и сейчас деревня эта скорее напоминает свалку, но атмосфера там такая, что легко представить, как сам Толстой выскочит из-за лип в своём крестяьнском тулупе. По-русски его, конечно, звали не Leo, а Lev, точнее, Lev Nikolaevich, и ударение в фамилии стоит на втором слоге, а не на первом.


Как рассказал Владимир, за последние пятнадцать лет число туристов, посещающих Ясную Поляну, выросло. Многие из приезжающих — иностранцы. Возрастает интерес и к биографии и дневникам Софьи Андреевны, служившей Толстому литературным душеприказчиком.


Владимир сказал, что был приятно удивлён просмотром «Последнего воскресенья», снятого совместно Германией и Россией с почти исключительно британскими актёрами (хотя Пламмер, сыгравший Толстого, — канадец). Дочь Владимира, Анастасия, сейчас учится в аспирантуре в Оксфорде. В фильме она сыграла эпизодическую роль, появившись в кадре в сцене смерти Толстого. Хоффман выбрал её из-за её русского лица. Заметим, впрочем, что многие другие крестьяне и крестьянки смотрятся очень уж по-немецки откормленными.


 «Мне фильм понравился», — говорит Владимир. — «Актёры великолепны. Музыка прекрасна. Ужасно трудно снять фильм о последних годах его жизни, нужно быть очень точно и аккуратно. Хелен Миррен абсолютно непохожа на Софью, но играет великолепно».


Некоторые русские, однако, смеялись над её безупречно английским произношением русских имён.
«Странно слышать, как она выговаривает: Ва-лен-тин Фи-о-до-ро-вич», — написал кинокритик Андрей Плахов в статье, опубликованной в газете «Коммерсант».


Как Дерябин, так и Владимир Толстой признаёт, что на Западе его предок пользуется лучше репутацией, чем в России. Это, по его словам, объясняется политическими неурядицами, начавшимися в России после распада Советского Союза, а также присущим современной культуре акцентом на визуальной культуре, а не на интеллектуальной. По сравнению с эпохой коммунизма численность читающего, ориентированного на науку среднего класса тоже сократилась.


Кремль между тем не слишком интересуется самым знаменитым прозаиком России. Путин в своих выступлениях ни разу не упомянул Толстого. А критика, с которой писатель обрушивался на православную веру и власть, делает его опасной фигурой для правительства, причём, как полагает Владимир, так было и в царской России,  так остаётся сейчас.
«Никто не пытается отказаться от той идеи, что он написал великие книги. Но они [официальные власти России] не знают, что делать с его взглядами», — рассуждает он.


Частично дело объясняется затяжной враждой между Толстым и Русской Православной Церковью. В 1901 году он был отлучён от церкви за публикацию романа «Воскресение» и за принятие христианско-анархистских и пацифистских взглядов. В 2001 году отлучение от церкви было подтверждено, и многие консервативные православные мыслители даже вносили его книги в свои «чёрные списки».


Ещё ходят разговоры, что из-за своих воззрений Толстой перестал быть русским. Кто-то переживает из-за того, что он неуклюже строил предложения. К тому же трудно представить, что Толстой мог бы сказать что-то хорошее, увидев бюрократическое, авторитарное государство Путина и чёрных священников с тяжёлыми золотыми крестами в ток-шоу на прокремлёвском телевидении.


 «Я чувствую, что Льва Толстого надо защищать. Его нужно поддержать морально, интеллектуально и эмоционально», — считает Людмила Сараскина, главный эксперт по Достоевскому в России и признанный специалист по русской литературе XIX века. Сараскина считает, что в современной России писатель подвергается нападкам со стороны тех же самых реакционных сил, которые он критиковал при жизни, — государства, армии и церкви.
«Он не в моде», — считает Сараскина.


Сараскина — одна из примерно полусотни учёных, демонстративно решивших принять участие в толстовской конференции, которая пройдёт летом в Ясной Поляне в честь столетия со дня его смерти. Также на большое семейное празднество съедутся более ста прямых потомков писателя.


Многие полагают, что Толстой вышел из моды в России именно потому, что каждого русского ребёнка заставляют читать его книги в школе (одна российская журналистка на пресс-конференции по Толстому призналась в беседе со мной, что в подростковом возрасте её трудами Толстого «перекормили»). В советские времена господствовал ленинский взгляд на Толстого: благодаря своей критике царизма его провозгласили пророком революции. Сейчас в России пятнадцатилетние дети изучают «Войну и мир» как часть общеобразовательной программы. Предполагается, что девочкам должны понравиться любовные сцены, а мальчикам — боевые.


Ученицы московской государственной школы номер 1275 относятся к героине Толстого Наташе Ростовой с удивительной неприязнью. Особенно им не нравится решение Наташи бросить жениха — князя Андрея Болконского — и отдать предпочтение коварному Анатолю Курагину (справедливости ради отметим, что князь Андрей отсутствовал целый год, а Ростова не знала, что Курагин уже женат).


«Мне не нравится, что она изменила князю Андрею. Не могу ей этого простить!» — поясняет семнадцатилетняя Вера Синотина.
Девочкам нравятся описания жизни аристократов в «Войне и мире» — они отличаются от вульгарного поведения современной российской элиты как небо и земля. Но легко понять, что им немного больше нравятся другие российские писатели, особенно Достоевский и Михаил Булгаков.


«Это преступление — заставлять российских детей читать Толстого в четырнадцать-пятнадцать лет. Его надо читать гораздо позже», — считает Сергей Евтушенко, написавший в Лондоне блистательный саундтрек к фильму «Последнее воскресенье».


Как ни странно, Россия осталась единственной страной, не заключившей пока договора на распространение «Последнего воскресенья» в России. Дерябин сейчас работает над вторым фильмом под заголовком «Лев Толстой — живой гений», который будет показан 20 ноября 2010 года в день смерти Толстого от воспаления лёгких на станции Астапово в возрасте восьмидесяти двух лет. Его оплакивали в России и во всём мире.


Семидесятидвухминутный документальный фильм составлен из раритетных чёрно-белых записей, снятых в Ясной Поляне в 1908 году. Мудрец из Ясной Поляны встаёт перед нашими глазами как живой: вот он садится на поезд, вот — уходит в лес, а вот раздаёт милостыню беднякам: долговязая седобородая фигура, очень похожая на живого святого.


А вот в «Последнем воскресенье» есть такая сцена: графиня Толстая поворачивается к гостям, рассевшимся у стола в саду, и восклицает:
«Вы все, наверное, думаете, что он — Христос? Так вот это не так».

Обсуждение
Комментариев: 49
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
V
Volzhanin
7 января 2010, 00:49
Да,да!Мы вообще только водку ценим,куда нам до высокого:) Хотя процесса обыдливания нации никто не отменял.Но так эт ж по пендосскому образцу происходит:ток-шоу,"интеллектуальные" сериалы,деньги-высшая материальная ценность(духовных нет вообще,кроме разумеется демократии),танцы,секс.Что им опять не нравится?
V
Vopros
7 января 2010, 00:55
Что им опять не нравится? Им не нравится что Россия до сих пор жива. Остальное вода.
V
Volzhanin
7 января 2010, 00:59
ну тады пущай дальше ёрзают:)
c
catus
7 января 2010, 01:15
�Мы очень хотели работать в России, очень�, — с некоторой печалью признался один из продюсеров фильма Андрей Дерябин. — �Но там же нет нормальных туалетов. Что за бред? А если и - вы ж снимать приехали, а не срать...
V
Volzhanin
7 января 2010, 01:21
да афтар наверняка сам это приписал,чтоб подчеркнуть наше варварство-срут мол в кустах,подтираются камнями,вот теперь ещё и гения позабыли.Налицо вырождение..
t
textliner
7 января 2010, 10:52
вы ж снимать приехали, а не срать... у некоторых деятелей культуры, это - один процесс.
c
catus
7 января 2010, 01:23
Толстой как Толстой... Море как море... Я, блин, не врубаюсь, че за хрень! Толстой у нас и так в плоти и крови, я понимаю, ДР, но день смерти отмечать вообще как-то не по-нашему. Максимум 9, 40 дней и година. Эти пиндосы нас учить будут Толстого читать и чтить. Да вам до Толстого как до Плутона, господа хорошие. Не поймете его вы никогда, как бы ни признавались ему в любви. С вашей нездоровой тягой из всего делать шоу. И неумением сходить в лесу под куст. Сортиров им видите ли в Ясной Поляне не хватает. Все сводите к теплому сортиру.
S
Spitfire
7 января 2010, 01:49
Байка или нет, но когда в Ираке у американских вояк слуйно возникли трудности с туалетной бумагой, чуть ли не бунт был военной базе - не будем воевать в таких условиях ;-)
z
z0rg_systems
8 января 2010, 12:11
Байка старая но имеет место быть. Просто кто-то из морпехов внимательно перечитал свой контракт. Кстати там много интересного. Что,где и как кушать, что носить, за что выплачиваются страховые премии.
Фидаров
7 января 2010, 13:51
C туалетами я не понял, они что не хотели вжиться в образ?
s
sostavitel
8 января 2010, 02:00
<Эти пиндосы нас учить будут Толстого читать и чтить. Да вам до Толстого как до Плутона, господа хорошие. Не поймете его вы никогда, как бы ни признавались ему в любви.> в т.н.Пендосии сейчас есть современная классическая литература, а у нас нет
W
Waffen-SS
7 января 2010, 02:30
�Но там же нет нормальных туалетов." Вот и все. Сами все сказали. Туалеты для них важнее всей мирой культуры вместе взятой.
k
krosh
7 января 2010, 13:28
Так сранье-основное занятие.
ВИ
Вадим Иванов
7 января 2010, 02:56
Примитивному в умственном и культурном плане журналисту,который видимо ведет колонку "новости шоу-бизнеса", поручили написать статью о культурном Гении из "загдочной" страны.Результат мы с вами только что прочитали(((
O
OnAir
7 января 2010, 04:52
Учение Толстого действительно непопулярно. Помнится в проекте "Имя Россия" Толстой не вошел в финальную дюжину. Пацифист, причём настоящий, русский, духовный человек небыл популярен, зато военные деятели были представлены широко. В России Сталина любят больше чем Толстого... Это говорит о том что военно-патриотические настроения более силильны и популярны сейчас. Достоевский впрочем тоже отстаёт. СССР уничтожил русское самосознание во многом, мы стали мельче и проще, и больше гордимся грузином который уничтожил столько русских, чем своими русскими мыслителями. Культурой надо гордиться,а не "мускулами", потому что культура - это и есть Мы, а "мускулы" надо показывать когда враги на пороге, а не постоянно.
D
DTibrus
7 января 2010, 08:28
Помнится в школьной программе я так и не осилил Толстого, скучно было... Стал понимать и читать, когда стал взрослее. И то, наверное, всего до сих пор не понял. Толстой - это не "чтиво". Чтобы его ЧИТАТЬ, нужно многое знать и иметь богатый жизненный опыт (мое мнение). Поэтому и не вошел в "Имя Россия" По-поводу СССР абсолютно не согласен. Список ставших теперь КЛАССИКОВ советской литературы привести? Культура никогда не будет существовать без "мускул" - уничтожат ее на корню. Историю знать надо!
s
sostavitel
8 января 2010, 02:03
<Список ставших теперь КЛАССИКОВ советской литературы привести?> Приведите. А заодно и современных.
V
Voll
7 января 2010, 06:02
В общем как всегда... ... если на западе решили рассказать о великом русском,чей авторитет не подлежит сомнению,то надо обязательно обставить ситуацию что это было исключение из правила:тут тебе и Россия с плохойц инфраструктурой и туалетами(хотя по идее это должно быть на руку,так как легче снимать о том времени),и небезопасность для актёров,и неблагодарные потомки что читают его в 14-15 лет(у вас ваще не читают),и власть с церковью что затыкают его идеи,и отсуствие национальной идеи что мешает проникнуться его философией.Короче всё подошьют(даже то что к делу не относится) чтобы создать впечатление будто Мудрец из Ясной Поляны был феноменом в этом царстве дикости.Будто эти примитивные аборигены недостойны такого наследия,и Толстой был здесь словно инопланетянин,то есть никакого этнического отношения с русскими не имел и не имеет.Как вам опус о том что школьников заставляют читать Толстого и сключительно для того чтобы "мальчикам нравились батальные сцены а девочкам любовные"?Это они нашу молодёжь априори держат за идиотов!Как кстати и наш шоу-бизнес,можно подумать их шоу-бизнес чем то похож на аристократические круги 19го века.Короче даже если наши космонавты высадятся на Марсе то эти убогие скажут что мол это за тем лишь бы в России не жить ИМХО
k
kira777
7 января 2010, 06:16
статья поучительна...
O
OnAir
7 января 2010, 06:25
Не надо нервничать. Зачем додумывать, то чего нет в статье? Бывает нормальную статью пишут, а наш народ ищет во всём подвох. Прямо как поляки или украинцы-параноики стали визгливые, везде нам чудится рука неведомого Пиндостана, так же как им чудится рука кровавого КГБ. Имейте сомоуважение. Уже пора привыкнуть к их перегибам. С другой стороны любую хвалебную статью принимаем с удовольствием, а ведь их пишут ихние "либерасты" антиамериканисты подрывающие основы США. Будте самокритичны. То что они не захотели снимать вполне объяснимо, любят они комфорт, а туалетов там может и впрям мало, однако зад некоторым дороже чем "высокое исскуство", привыкли к комфорту.
A
Ackap
7 января 2010, 11:37
Согласен Особенно раздражает, что если о России напишут хорошо, начинают писать в комментариях - наверняка, это наш человек, гэбэшник под оперативным именем Джон Смит. Неужели совсем не уважаем себя, если ждем одобрения только от себя самих? И постоянно флюродросим на спецслужбы? P.S.: Ни разу не русский, но за русских обидно.
O
OnAir
7 января 2010, 06:31
Кстати... Абсолютно справедливо что читать Толстого в школе даже может вредно. Дело в том что это не сказка, школьники его не поймут, а желание отбить от чтения может. И вполне справедливо,что школьники читают Толстого не так, как взрослые. Думаю многих мальчиков не заинтересуют даже сражения, а девочек любовные истории, ибо сейчас по ТВ и в кино этого по горло, всей это попсы "художественной".
s
sostavitel
8 января 2010, 02:06
Как же деградировали наши школьники за 100 лет. А западные школьники Толстого изучают. И Данте Алигьери, представьте. И Шекспира. А нашим для отечественной классики умишко слабоват. М.б. порют мало?..
v
vvg
7 января 2010, 09:48
Как ни странно, Россия осталась единственной страной, не заключившей пока договора на распространение �Последнего воскресенья� в России. Это смысл статьи. А зачем нам такоое "кино"? Интересно куда этот Дерябин поедет снимать второй фильм. Наверное в Новую Зеландию. А насчет того, чтобы читать "Войну и мир" в 16 лет - это вполне нормально (помню только 4-ый том тогда с трудом осилил), с возрастом этот роман интересно перечитывать, он постоянно воспринимаеться по другому. Еще хочу сказать: молодец Вера Синотина, сумела неугодить "аффтару", видите-ли какая необразованная, измену считает подлостью, а исчо роман прочитала...
s
sizif51
7 января 2010, 11:15
И только одна страна не участвует в охватившей весь мир "толстомании" - Россия Да, она ещё не участвует в обамамании.
U
Usimov
7 января 2010, 11:46
Приятно, что у нас есть Такие писатели, как Толстой. Но скажем откровенно: пацифизм для СЛАБЫХ. А мы были и будем сильной нацией. Зачем отрекаться от природы? Слабый приспосабливается - сильный приспосабливает. И мы всю нашу историю приспосабливали природу и народы, окружавшие нас, к НАШЕЙ воле. Да и сам Толстой - бывший вояка. Это нормально, когда повоевавший человек становиться пацифистом к определенному возрасту. Но навязывать пацифизм молодым людям, которые хотят СРАЖАТЬСЯ (в широком смысле этого слова) и амбициозны - это кощунство над природой человека. Главная черта человека - это эгоизм. Любовь к женщине или к своей Родине - это проявление этого эгоизма на более высоком уровне сознания. Заберите у человека его эгоизм - и он станет монахом-отшельником, которому ничего уже не нужно и которой - что главное! - уже ничего не может дать людям. Потому что даже любовь к другим людям (православные ценности) - это тоже эгоизм, только завуалированный. Человек просто желает (может подсознательно) получить одобрения у общества своим (хорошим) поведением и тем самым заработать авторитет в этом обществе. А это удовольствие для любого человека. Поэтому драка или война - это способ людям проявить свои амбиции. Можно сколько угодно рассуждать о том, как страшна и жестока любая война, но когда один человек-держава хочет одного, а другая совсем другого - то они должны померяться СИЛОЙ. Поэтому главные человеческие качества - это сила и эгоизм, а не любовь и сострадание. Любовь и сострадание к людям - это извращенные (но нормальные в нашем современном обществе) способы проявить себя. Во всяком случае, что самое плохое, иногда миролюбие нельзя отличить от слабости. А слабость - это самое большое зло. А что касается Толстого, то мне эта статья кажется бредом. Толстого у нас любят не меньше, чем на Западе. А властям нашим есть чем заниматься, кроме как о юбилее Толстого думать.
v
vorser323
7 января 2010, 14:18
Ничего нового не сказали. До вас это уже многие проповедовали и аргументы приводили более сильные, например, Ницше. Правда он плохо кончил, как и один его последователь - Гитлер.
I
Imjarek
7 января 2010, 23:23
Цитата из книги Н. Бердяева "Русская идея" "Толстовское учение о непротивлении, толстовское отрицание насилий истории могло возникнуть лишь на русской духовной почве. Л. Толстой есть антипод Ницше, он есть русскоее противопоставление Ницше, как и Гегелю"
V
Volzhanin
7 января 2010, 15:12
Но скажем откровенно: пацифизм для СЛАБЫХ.(с) Не надо,"пацифизм для СЛАБЫХ" - отмазка слабых.Чтобы зная что ты можешь убить и вкатать в асфальт человека,вместо этого простить его,нужно сил гораздо больше,чем меряться йухами в чистом поле.Другой вопрос-завуалированная выдача своей трусости за пацифизм...Кстати,мы уже имеем мир,построенный на силе и эгоизме-он вас устраивает? "Любовь и сострадание к людям - это извращенные (но нормальные в нашем современном обществе) способы проявить себя." О-уеть,взглядики...Люди пока и существуют только за счёт этих "психов",считающих любовь и сострадание высшей ценностью.Такие как вы,уже давно бы перегрызли друг-друга...
n
nestorseverov
7 января 2010, 17:51
Всё что вы сказали конечно это в природе человеческой,со всеми этими качествами гораздо легче жить,но когда то человеку пришло осознание того,что после того как справить естественную нужду надо вытереть зад,хотя можно в принципе этого не делать,так и должно придти осознание в естественной форме,а не оттого что кто то сказал что это плохо того, что агрессия и война это не хорошо,но это в будущем.Соглашусь со всем с вами кроме того,что сострадание это зло.Сострадание присуще умным людям,которые эволюционировали от животных,не знающие его,немного больше других.Кстати в животном мире агрессивное животное не обязательно сильное.Про агрессию вы ни чего не говорили,но если всё сказанное вами собрать в кучу,то именно она и выходит.
В
Виталий_2
7 января 2010, 19:11
Любовь и сострадание к людям - это извращенные (но нормальные в нашем современном обществе) способы проявить себя. По-настоящему любящий - самый чуткий и добрый человек на свете. По отношению к другим, я имею в виду, потому что любовь его учит этому. За любовь надо сражаться, это правда. Но навязывать людям "сражение" как изначальную суть их главенства в мире (ничем на самом деле не подкреплённого), это аморально. В этом вас мало кто поддержит. Вообще обращаться к окружающим с такой ядовитой замесью в мировоззрении крайне нелепо. Мне жаль ваших близких и друзей. По поводу вашего пассажа в первых фразах хотел бы ответить вам следующее. Мы ещё даже себя друг к другу приспособить не умеем, потому и живём до сих пор в неприспособленных для этого условиях. Я совершенно не понимаю, чем вы гордитесь. В чём вы увидели нашу силу?
z
zolo
7 января 2010, 11:47
"Кремль между тем не слишком интересуется самым знаменитым прозаиком России. Путин в своих выступлениях ни разу не упомянул Толстого." Никто не помнит, а Путин Есенина вспоминал а! А Чехова. Я просто и не знаю что читать без одобрения Путина.
M
Mist
7 января 2010, 13:23
Интересно, откуда они взяли, что в России не ценится Толстой, наоборот это один из самых любимых прозаиков в России, почему авторы решили что Толстой забыт, сейчас наоборот растёт интерес к его произведениям. Не понимаю претензий авторов статьи.
v
vitalhd
7 января 2010, 13:50
Был ли Толстой русским, а если да, то не раздута ли его слава? На днях я с удивлением узнал, почему так превозносился при Советах М.Горький. Оказывается, он всячески превозносил одну национальность, за что его возили на экскурсии в США, и 14 лет оплачивали его проживание на острове миллионеров Капри, и раздули его славу. И когда я читаю следующий текст Толстого, у меня возникает вопрос, этому тексту или "Войне и миру" он обязан своей популярностью: Лев ТОЛСТОЙ КТО ТАКОЙ ЕВРЕЙ? Кто такой еврей? Этот вопрос вовсе не такой странный, каким он может показаться на первый взгляд. Посмотрим же, что это за особое существо, которого все властители и все народы оскорбляли и притесняли, угнетали и гнали, топтали ногами и преследовали, жгли и топили, и который назло всему этому все еще живет и здравствует. Кто такой еврей, которого никогда не удавалось сманить никакими соблазнами в мире, которые его притеснители и гонители предлагали ему, лишь бы он отрекся от своей религии и отказался от веры отцов? Еврей – это святое существо, которое добыло с неба вечный огонь и просветило им землю и живущих на ней. Он родник и источник, из которого все остальные народы почерпнули свои религии и веры. Еврей – первооткрыватель культуры. Испокон веков невежество было невозможно на Святой земле – и еще в большей мере, чем нынче даже в �цивилизованной� Европе. Больше того, в те дикие времена, когда жизнь и смерть человека не ставились ни во что, рабби Акива высказался против смертной казни, которая считается нынче вполне допустимым наказанием в самых культурных странах. Еврей – первооткрыватель свободы. Даже в те первобытные времена, когда народ делился на два класса, на рабов и господ, Моисеево учение запрещало держать человека в рабстве более шести лет. Еврей – символ гражданской и религиозной терпимости. �Люби пришельца, – предписывал Моисей, – ибо сам был пришельцем в стране египетской!� Эти слова были сказаны в те далекие варварские времена, когда среди народов было общепринято порабощать друг друга. Еврей – символ вечности. Он, которого ни резня, ни пытки не смогли уничтожить, ни огонь, ни меч инквизиции не смогли стереть с лица земли, – он, который первым возвестил слова Господа, он, который так долго хранил пророчество и передал его всему остальному человечеству, – такой народ не может исчезнуть. Еврей вечен, он – олицетворение вечности. Лев ТОЛСТОЙ
S
Stwal
7 января 2010, 14:11
Бердяев о Толстом "Л. Толстой должен быть признан величайшим русским нигилистом, истребителем всех ценностей и святынь, истребителем культуры. Толстой восторжествовал, восторжествовал его анархизм, его непротивленство, его отрицание государства и культуры, его моралистическое требование равенства в нищете и небытии и подчинения мужицкому царству и физическому труду. Но это торжество толстовства оказалось менее кротким и прекраснодушным, чем представлялось Толстому. Вряд ли он сам бы порадовался такому своему торжеству. Изобличен безбожный нигилизм толстовства, его страшный яд, разрушающий русскую душу. Для спасения России и русской культуры каленым железом нужно выжечь из русской души толстовскую мораль, низкую и истребляющую.
A
Almeraman
7 января 2010, 17:43
боюсь такие глубины западным читателям будут не доступны для понимания... они почешут почешут затылко и закричат "ах вы русские варвары как вы можете так говорить о великом своем писателе"
В
Виталий_2
7 января 2010, 19:19
Виталий_2 Бердяева и у нас мало кто понимает. Его пьяный бред иногда раздражает. Не поймешь, чего там больше: извращённого самомнения или тотального бескультурия, отрицающего всякую цивилизованность на корню.
I
Imjarek
7 января 2010, 23:18
Цитата из книги Бердяева "Русская идея": "Достоевский и Л. Толстой очень русские, они не возможны на Западе, но они выразили универсально-общечеловеческое по своему значению." Кстати, Бердяев очень ценил Толстого и часто ссылался на него. "В моём отношении к неправде окружающего мира, неправде истории и цивилизации в очень ранней молодости большое значение для меня имел Л. Толстой"
S
Steklopaketloss
7 января 2010, 15:44
да знаем мы, за что его ценят на западе и на востоке. за "этих русских собак" ("хаджи-мурат") три реакционные силы, хы. но кстати, отличный девиз: "Государство, Армия, Церковь!" именно в таком порядке.
BR
BEAR RUS
7 января 2010, 16:01
Загляните к себе в ШКАФ!!! А я заглянул в свой шкаф. Мама родная, сколько запрещенной литературы увидел, собрания сочинений Л.Н. Толстого и отдельные его произведения. А то, что нет в прокате нового англосакского фильма в стране по Толстому, слава богу. Просто, наверное, еще остался в памяти �гениальный� сериал �Война и мир�, показанный по TV в прошлом году.
V
Volzhanin
7 января 2010, 16:19
про сериал-в точку, а про запрещённую литературу в шкафах-ИМХО из-за тотального дефицита, большинство людей книги скорее брало "потому што дают",а не из-за любви к классике:)
R
Rom_mKa
7 января 2010, 16:17
празднество?! Почемуто в день смерти обычно поминаем а не празнуем... рюмочку с черным хлебом ставим... это поди из разряда "две гармошки на похоронах порвали" хотя кто их знает прямых потомков, может у них принято так
R
Rom_mKa
7 января 2010, 16:57
ФСБ приложило руку! Продолжим статью: ...Смерть Льва Николаевича вовсе не была от какого-то банального "воспаления легких", ФСБ (приемнице КГБ)удалось внедрить своего агента под видом глухонемого идиота в крестьянскую общину местной деревеньки, находящейся недалеко от поместья графа. Не сказать что работа убийцы была легкой: шесть килограммов полония, которые он прятал в прямой кишке в течение 15-ти лет, заставили прожить эти годы только на воде. И вот 30 февраля 1908 года ему удалось проникнуть на поляну где граф Толстой так любил прогуливаться босиком. Недрогнувшей рукой он извлек полоний. И разместив его на поляне, резидент-убийца замоскировался в липовой роще, зорко наблюдая за поляной и замря в ожидании. Убийца доложил о выполнении своего задания через два года самому Путину, когда тот инкогнито посещал Ясную Поляну... както так плакаль...
A
Almeraman
7 января 2010, 17:28
Ходят слухи, что в бытность свою молодым шпионом КГБ Владимир Путин посещал имение Толстого инкогнито Пистец... а почему бы не написать например "ходят слухи что в королева Великобритании Елизавета II имела в молодости привычку инкогнито чесать яйца своему мужу Филиппу Маунтбеттену", в этом было бы ровно столько же правды и пафоса. Дерябину-козлу совет от лица целого народа не говорить. Толстого у нас понимают и любят так как никто. Для зарубежных читателей Толстой - это форма, красивые описания, характеры, масштаб. Для русского читателя Толстой - это души, внутренний мир, любовь и жизнь. Этим не торгуют, это читают и сохраняют в себе. Ну не делаем мы шоу, не наше это! А 90% зарубежных зрителей фильма никогда не читали "Войну и мир", так что не надо чесать языком. А то что же получается, ценители и поклонники выского искусства в очередной раз (после немцев) убивают тысячи мирных афганцев, иракцев, палестинцев и плачут бедные над судьбами героев Толстого? Циничные скоты.
z
zap/sib
7 января 2010, 17:30
Очевидно, конечно, что автор удачно выбрал профессию и туалеты ему теперь в принципе не нужны. Ну а так всё понятно. Статья не для нас. А по большому счёту, кому понравился хоть один фильм по нашей классике, снятый на западе? Особенно в сравнении с нашими фильмами? Ну разный у нас менталитет! Это очевидно! Та же Польша по менталитету, например, нам намного ближе. Почитайте польскую литературу и поймёте. Так что пусть пишут что им нравится.
A
Almeraman
7 января 2010, 17:40
2 ON Air да будет тебе известно что считаются с нами только за счет того что у нас есть мускулы, и никто этого не скрывает. своим союзникам Грузии и Украине Запад дает рекомендации - не ввязывайтесь в войну, или в вооруженное противостояние с Россией, потому что НАТО не всегда сможет вас защитить, а Россия гораздо сильнее вас и обладает к тому же ядерным оружием. Вот и вся философия - пока мы сильные и нас боятся - с нами считаются, и только поэтому!!! И именно поэтому "у России есть два друга - её армия и флот". И именно это люди в России понимают в первую очередь (не забывая при этом естественно ни о душе ни о культуре), и именно поэтому военные деятели всегда будут теми на кого опирается Россия и кого помнит. Ничего удивительного тут нет, если почитать историю России. Не Толстые нас спасали от уничтожения, а Суворовы, Кутузовы, Жуковы, Де Толли, Сталины и Невские. А Толстые - это наша пища, душа и совесть, про которые никто и не забывает. Мы состоим из Толстого, Достоевского... Никто этого не отрицает
7 января 2010, 22:37
Но там же нет нормальных туалетов �Мы очень хотели работать в России, очень�, — с некоторой печалью признался один из продюсеров фильма Андрей Дерябин. — �Но там же нет нормальных туалетов. Нет инфраструктуры. Гостиницы отвратительные. И не было никаких гарантий безопасности для актёров� Ой, как красиво врет Дерябин, оправдывая свое желание поснимать в Германии, а простодушные англичане весь этот бред тут же принимают за чистую монету - этакая сельская простота. Вообще-то, если уж "The Guardian" решила попиарить фильм, то могла бы делать это поумнее. Хотя такт и британцы, когда это касается не их, - вещь несовместимая
O
OnAir
8 января 2010, 00:49
to Usimov, Almeraman Судя по комментариям всё-таки разное мнение о Толстом, уже "компромат" нашли на него. Вы покопайте ещё про Достоевского, его род же с Балтии откуда-то происходит, он видать тоже не русский. Конечно современники его не любили, Толстой то был верующим человеком, потому то отвергал убийство даже если это угрожало существованию самой Империи. Толстой сам прошел войну, никакой патриот его упрекать не может, и любой прошедий войну, всегда против войны, с чем согласны ветераны ВОВ. Бывает что бывшие враги, ветераны, встречаются уже после войны и общаются, вспоминают, и понимают что основа их вражды пустая пропаганда, а сами они были пешками в этих играх. Врагам, прежде танков, надо посылать толстых. А то, что Толстой выше про евреев писал, так вообщем-то это правда, ведь вся христианская культура, Ветхий завет и Евангелие написано евреями, среди них тоже были мыслители и проповедники. Или нам отказаться от Православия из-за того, что оно от евреев произошло? А давайте уж и от квази-гречекого алфавита откажемся, который нам неруси принесли Кирилл(до монашества Константин Философ) и Мефодий. Вернёмся к язычеству и тогда окончательно отделимся от Европы и пойдём своим особым путём. Другой вариант, брать лучшее у других и у себя, и улучшать его ещё более. Usimov Согласен полностью, кроме того, что пацифизм всегда для слабых, и для сильных тоже( ну разве если считать, что Христос слабая личность, он ведь вторую щеку предлагал подставлять). Если коротко: если все нации планеты пацифисты - войны не будет, если все нации патриотичны - война неизбежна. Сейчас мир держится на основе ядерного сдерживания, однако распространение технологий нельзя остановить, всё равно все более менее развитые страны получат свою бомбу. Мир основанный на эгоизме обязательно будет воевать. Человек развивается, изменяется, теперь он уже не занимается каннибализмом и не с каменным топором добывает себе пищу, а работой. Действительно, монах-отшельник ничего не даст кроме философии и морали, но эти вещи основа нашей культуры. Да и скольких людей вдохновили религиозные образы на создание шедевров архитектуры(храмы те же) и исскуства, и алфавит пришел к нам вместе религией. Человека от животного отличает в большей степени культура нежели даже интеллект, ибо наличие интеллекта не мешает некоторым индивидам сколачивать группировки и обирать более мирных соседей, а особо усердные патриоты и к гитлеризму приходят(когда собственное превосходство становится аксиомой), и только культура нас останавливает, какое-то потёртое "все люди равны". Ведь раз у России военнное преимущество, перед практически всеми странами мира, мы должны были бы просто обобрать всех до нитки и стереть в пыль, всё добро с этих стран стащить себе на родину, а лучше и вовсе включить в состав России - это ведь логично если мыслить эгоистично? Иррациональные заповеди вроде не убий, не укради, не прелюбодействуй и т.д. делают нас людьми. Мы бы не вышли из пещер, если бы не сдерживали себя, не умиряли свой эгоизм. Поэтому я считаю, что мир в перспективе должен придти к пацифизму, или мы поубиваем друг друга и заодно планету прихватим. Поэтому я ставлю выше - Толстова, а не спасителей отечества, потому как воители ведут нас в тупик, а Толстой предлагает выход(не только России(мы одни не можем стать пацифистами) а всему Миру), и вероятно единственно возможный. Понимать значение побед отдавая должное воителям и стремиться избежать их повторения помогут нам толстые, а не воители. Лучший пример должен нас вдохновлять. Мы же не нация варваров, мы слава Богу(христианскому) не богу Войны поклоняемся, а Богу милосердия. Almeraman Да, всё верно. Спасает нас только оружие сегодня, и за границей такие же патриоты сидят, которых всегда можно поднять лозунгом "Отечество в опасности!". Действительно русские состоят и из Достоевских и из Толстых, Кутозовых и Жуковых и т.д. из противоречивых компонентов. Это на примере Православия(да и у Католиков вроде так же) хорошо видно: христиантво отрицает убийство, но церковь возводит в ранг святых воителей, благославляет войнов и т.д. потому как приспосабливается к реалиям действительности. К слову о Толстом. Он как раз проинтерпретировал Библию так, как она написана, то есть пацифистски(со всеми "не убий" и проч.) да и большинство религий пацифичны, за это его и "отлучили от церкви". Он не мог жить с противоречием в душе, часть жизни был воякой, часть пацифистом. Неприятно, что иногда, эта двойственность, рождает уродов, вроде Крестовых походов или ваххабизма. А так выходит что(утрируя) половину времени мочим друг друга, половину усердно молимся.
O
OnAir
8 января 2010, 01:07
to Usimov, Almeraman Извиняюсь за отсутсвие форматирования, моя ошибка, сообщения адресованные вам начинаются с ваших ников, ищите в тексте.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем