Федеральный судья из Вашингтона Рикардо Урбина (Ricardo Urbina) представил очередной неотразимый аргумент против ведения войны силами наемников из частного сектора. Сняв обвинения с агентов фирмы Blackwater, которые в сентябре 2007 года убили на площади Нисур в Багдаде 17 иракцев, судья Урбина вновь продемонстрировал неспособность властей привлечь наемников к ответу за те преступления, которые они совершили.
Судья Урбина совершенно правильно определил, что государство нарушило права агентов Blackwater, предусматривающие защиту от самооговора. Он описал неумелые действия государственного обвинения, которое опиралось на вынужденные показания обвиняемых, данные ими представителям госдепартамента, нанявшего эту охранную фирму из Северной Каролины для защиты конвоев и охраны людей в Ираке. Такие действия, отметил судья, являются "бездумным нарушением конституционных прав обвиняемых".
Во время предвыборной кампании Барак Обама и Хиллари Клинтон соревновались в том, кто займет более жесткую позицию по отношению к наемникам. Совершенно ясно, что у президента Обамы есть единственный способ сдержать данное слово. Для этого ему нужно избавиться от тысяч бойцов частных фирм, до сих пор работающих в Ираке, Афганистане и прочих местах.
Кровопролитие на площади Нисур вряд ли было первым правонарушением наемных бойцов в Ираке. Не стало оно и последним. Представители вооруженных сил заявляют, что подрядчики из таких фирм как CACI International Inc. причастны более чем к тридцати процентам доказанных случаев дурного обращения с заключенными в тюрьме Абу-Грейб в 2003 и 2004 годах. Охранники из фирмы Blackwater, которая сменила свое название на Xe, а также из других охранных фирм, таких как Triple Canopy, участвовали и в других беспричинных обстрелах людей.
7 января по обвинению в убийстве были задержаны два бывших охранника из Blackwater. Их обвинили в том, что в мае прошлого года, находясь в Афганистане, они открыли стрельбу, в результате чего погибли два афганца.
Тем не менее, государство не смогло призвать к ответу вооруженных охранников из подрядных организаций. Когда в 2004 году оккупация Ирака официально закончилась, администрация Буша потребовала от Багдада предоставить частным подрядчикам иммунитет от судебного преследования.
Конгресс попытался прикрыть такие преступления американским законодательством. Согласно Акту об экстерриториальной юрисдикции для военных, действие гражданского права было распространено на частных подрядчиков, занимающихся обеспечением военных операций за рубежом. А Единый свод военных законов в 2006 году был расширен, и под его действие также попали частные охранные фирмы.
Однако власти не вынесли обвинительный приговор ни по одному делу об убийстве, совершенном частными охранниками за рубежом. Федеральный апелляционный суд отклонил иск иракских жертв пыток в Абу-Грейбе против американских частных охранных фирм, заявив, что эти компании, будучи государственными подрядчиками, обладают иммунитетом от судебного преследования.
Разозлившись на то, что иск по делу об убийствах на площади Нисур в Багдаде был отменен, иракское правительство заявило, что может подать в США и Ираке гражданские иски против компании Xe. Но его шансы на успех весьма невелики. Семьи многих жертв насилия на прошлой неделе согласились на внесудебное разрешение спора с выплатой компенсации со стороны Хе. Они побоялись, что если будут настаивать на продолжении дел по гражданским искам, то не получат вообще ничего.
Есть много причин для того, чтобы выступать против приватизации войны. Зависимость от подрядчиков дает государству возможность работать под пристальным взором общественности. А у свободных подрядчиков могут быть цели, входящие в противоречие с целями вооруженных сил. Действовавшие без надзора охранники Blackwater сорвали все попытки США заручиться поддержкой иракцев.
Но самое главное заключается в том, что государство не может - или не хочет - надевать ошейник закона на вооруженных наемников. А правовое государство так вести войну не может.