Этого следовало ожидать. Но никто не знал о том, когда венесуэльское правительство примет решение о девальвации боливара, которое вступает в силу сегодня. Венесуэльский рынок почувствовал это с вечера прошлой пятницы. Само сообщение последовало уже вечером, когда было установлено два фиксированных обменных курса: «льготный» доллар вырос с 2,15 (установленный в 2005 году) до 2,6 боливаров.
Этот курс установлен для жизненно важных отраслей, таких как здравоохранение, пищевая промышленность, наука и техника, промышленное и сельскохозяйственное машиностроение, а также для закупок государственного сектора и денежных переводов студентам и пенсионерам, находящимся за границей. Был установлен также новый обменный курс, названный «нефтяной доллар»: 4,3 боливара за доллар, что в два раза выше, чем прежний официальный курс. Этот курс будет применяться в автомобильной промышленности, торговле, телекоммуникациях, химической, текстильной и металлургической промышленности, информатике, производстве пластмасс, электробытовой техники, а также в некоторых других отраслях.
Согласно заявлению правительства, ставится задача повысить конкурентоспособность экспорта (91% экспорта приходится на нефтяную промышленность; 5% - на частную деятельность, не связанную с нефтью; 4% - на государственную деятельность, не связанную с нефтью) посредством предложения более дешёвых товаров и услуг и благодаря этому получить больше боливаров от внешнеторговых операций. Это позволит продолжить выделение средств на внутренние нужды, особенно при цене нефти, которая уже достигла отметки в 80 долларов. Немаловажное обстоятельство в год парламентских выборов.
Но это окажет прямое воздействие на инфляцию, достигшую в прошлом году отметки в 25,1%.
Министр Финансов Венесуэлы Али Родригес (Alí Rodríguez) высказал предположение, что в результате девальвации уровень инфляции вырастет с 20-22% до 23-27%, хотя независимые аналитики считают, что он может превысить отметку в 35%.
Уровень инфляции будет зависеть также от того, насколько гибкими будут возможности приобретения «нефтяных долларов» для торговых операций. Рост цен в каждой отрасли будет разным, поскольку закупка, например, продуктов питания будет производиться по льготному курсу, а такие товары как сотовые телефоны уже будут приобретаться за «нефтяные доллары».
Что касается так называемого параллельного доллара, то влияние на него предпринимаемых мер будет зависеть от того, насколько гибкими будут возможности покупки «нефтяного доллара» (а это пока неясно). Как следствие, параллельный рынок может исчезнуть. Но наиболее вероятным является то, что он будет существовать, а американская валюта будет всё время дорожать. Всё будет зависеть от долларовой наличности, пока «нефтяной доллар» будет использоваться в тех же масштабах, что и льготный доллар в 2009 году.
В краткосрочной перспективе стоимость параллельного доллара будет схожей со стоимостью нефтяного (хотя и более высокой), а в среднесрочной перспективе (более 12 месяцев) его стоимость станет значительно выше, чем нефтяного. Таким образом рынок вернётся к той же самой ситуации, что была до девальвации.
Почему именно сейчас?
Девальвация стала неожиданной. Её ожидали год назад, когда цены на нефть опустились до отметки около 30 долларов за баррель, а сейчас она стоит 80 долларов, и в сентябре этого года состоятся парламентские выборы.
Тем не менее, венесуэльская экономика сократилась на 2,9%. Чавес надеется на то, что более слабый боливар придаст толчок развитию отечественного производства, создаст не нефтяные экспортные отрасли и ограничит импорт.
Держатели венесуэльских долговых обязательств, стоимость которых выражена в долларах, наверное, будут приветствовать решение о девальвации, поскольку она сокращает степень риска неисполнения платежа. Тем не менее, некоторые инвесторы могут задуматься о том, не является ли неожиданная мера признаком того, что финансовая система страны находится в ещё более плачевном положении, чем предполагалось ранее.
Ясно также то, что в результате принятых мер может произойти рост цен в сочетании с нехваткой товаров, в то время как сокращение экономики создаёт трудности для импорта. Всё это может вызвать недовольство населения. Однако уже установленные правительством льготы и бесплатные услуги могли бы смягчить удар. Более того, вполне можно ожидать дальнейших шагов в этом направлении. Так считает директор аналитического центра Datanálisis de Venezuela Луис Висенте Леон (Luis Vicente León), полагающий, что следующей мерой должна стать корректировка цен в тех областях, которые находятся под контролем правительства.