Хэмптон, штат Виргиния. Военные в срочном порядке направляют в Афганистан все больше и больше беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для ведения разведки. Но эти самолеты с дистанционным управлением дают так много разведывательной видеоинформации, что аналитикам становится все труднее отслеживать и проверять ее в полном объеме.
В прошлом году ВВС с помощью беспилотников собрали в три раза больше видеоинформации по Афганистану и Ираку, чем в 2007 году. Если просматривать ее непрерывно, то на это уйдет около 24 лет. В предстоящие годы этот объем увеличится в разы, поскольку на вооружение поступают все новые БПЛА, причем в некоторых из них применяется несколько камер для съемки в разных направлениях.
Группа молодых аналитиков уже сейчас ежесекундно в режиме реального времени следит за съемками с воздуха по мере поступления материала на военно-воздушную базу в Лэнгли и в другие разведцентры. Просматривая видеокадры, они быстро передают предупреждения о боевиках и взрывных устройствах на дорогах в войска, действующие на местах.
Но военное руководство также придает большое значение использованию архивов видеоинформации с беспилотников для последующего анализа. Благодаря этому оно надеется определять некие закономерности в действиях боевиков на протяжении определенного времени. Сегодня в интересах разведки из архивов извлекается лишь малая толика хранимых там видеоматериалов.
Государственные органы пока могут разобраться в том наплыве видеоданных, которые они собирают в разведывательных целях. Это подчеркнула комиссия, расследовавшая теракты 11 сентября, а позднее и президент Обама, когда на борту направлявшегося в Рождество в Детройт пассажирского лайнера была совершена попытка подрыва.
Помня об этих упущениях, ВВС и все остальные военные пытаются предотвратить чрезмерный наплыв видеоматериалов, собираемых при помощи БПЛА. Они обращаются к телевизионной промышленности с тем, чтобы научиться оперативно распределять видеозаписи и представлять набор данных таким образом, чтобы можно было легко и быстро их анализировать.
Они даже испытывают модные передовые технологии, используемые на телевидении, например, телестраторы, получившие популярность благодаря спортивному телекомментатору Джону Мэддену (John Madden), использовавшему их для анализа футбольных матчей. Их можно применять для предупреждения войск об опасных транспортных средствах или для целеуказания беспилотным аппаратам.
"Представьте себе, что вы смотрите футбольный матч безо всяких графических пояснений, - говорит Лусиус Стоун (Lucius Stone) из Harris Broadcast Communications, предоставляющей военным коммерческие технологии, - вы не знаете, какой счет. Вы не знаете, сколько времени остается до конца игры. Это просто сырая видеосъемка. И именно в таком виде ее получают парни в армии".
После терактов 2001 года резко вырос спрос на беспилотники типа Predator и Reaper. Они превратились в важнейшее оружие для охоты на полевых командиров боевиков и для защиты войск союзников.
При помощи видеосъемки военные ловят боевиков, устанавливающих мины на дорогах, находят их дома и тайники с оружием. Большинство командиров сегодня с большой неохотой отправляет в путь конвои, если их не сопровождают с воздуха беспилотники с вооружением на борту.
Сухопутные войска, морская пехота и спецподразделения также используют сотни беспилотников поменьше для ведения разведки и наблюдения. А ЦРУ применяет их для нанесения ракетных ударов по лидерам "Аль-Каиды" в Пакистане.
Командование ВВС, выступившее инициатором анализа видеосъемок из Ирака и Афганистана, говорит о том, что ему удается справляться с самыми срочными заданиями и поручениями. В ходе посещения центра анализа, расположенного в старом ангаре на базе ВВС, стало ясно, что специалистам часто удается сопоставлять видеоданные с разведзнаками с фотографий и с перехватами телефонных разговоров, создавая более полную картину обстановки и самых крупных угроз.
Но поскольку администрация Обамы направляет в Афганистан дополнительные войска, задача отслеживания видеоматериалов будет со временем все больше усложняться.
На БПЛА Reaper, который новее и крупнее беспилотника Predator, вместо одной камеры скоро будут устанавливать несколько, чтобы одновременно вести запись в 10 направлениях. К 2011 году число направлений видеосъемки вырастет до 30, а после этого их планируется увеличить до 65. Даже главный разведчик ВВС генерал-лейтенант Дэвид Дептула (David A. Deptula) говорит о том, что скоро военно-воздушные силы "будут плавать в датчиках и тонуть в данных".
По его словам, ВВС придется направлять значительную часть получаемых видеоданных напрямую сухопутным войскам, чтобы их разведывательные центры не захлебнулись от избытка информации. ВВС тесно взаимодействуют с командирами частей и подразделений на местах в рамках опознавания самых важных целей. Кроме того, они на 2500 человек увеличивают штат своих аналитиков, чтобы справиться с увеличивающимся потоком данных.
Сейчас ВВС получили и приступили к установке новой компьютерной системы стоимостью 500 миллионов долларов. С ее помощью разведчики смогут применять некоторые телевизионные приемы и технологии, а также автоматически рассылать сигналы тревоги при поступлении ценной информации, включая важнейшие элементы записей и даже текстовую и графическую информацию.
"Если автоматизация будет давать нашим людям подсказки, они смогут более результативно использовать свое время, и это станет для нас большим подспорьем", - говорит начальник штаба ВВС генерал Нортон Шварц (Norton A. Schwartz).
Военное командование признает, что оно пока только наверстывает упущенное, приближаясь к тем приемам и методам, которые давно уже знакомы пользователям YouTube и Google.
Как говорит Джон Пил (John R. Peele), возглавляющий контртеррористическое подразделение в Национальном агентстве графических и картографических работ, помогающем ВВС анализировать видеозаписи, БПЛА "распространяются настолько быстро, что у нас пока мало опыта в их применении".
"Поэтому мы пока учимся использовать те инструменты и возможности, которые могут оказаться полезными", - заявляет он.
Однако один из руководителей проектировщика новой компьютерной системы компании Raytheon Марк Бигэм (Mark A. Bigham) говорит, что ВВС на самом деле быстрее многих разведслужб создает свои сети наподобие Интернета, в рамках которых аналитики могут с легкостью делиться и совместно пользоваться данными.
Фактически ВВС вот уже десять с лишним лет передают в США и Европу видеоданные с беспилотников для проведения анализа. Центром этой деятельности, к которой привлечено 4000 военнослужащих ВВС, является база в Лэнгли. Здесь три аналитика постоянно следят за поступающими в режиме онлайн видеоматериалами с БПЛА.
Один из них не сводит глаз с экрана монитора, указывая своим товарищам на возможные опасности. Те немедленно рассылают предупреждения командирам на места через компьютерные линии связи, сопровождая их самыми ценными снимками с видеоизображений.
"Сегодня мы воюем в основном, сидя в чатах", - говорит руководитель разведцентра полковник Дэниел Джонсон (Daniel R. Johnson).
По его словам, остальные аналитики (а это в основном военнослужащие рядового и сержантского состава в возрасте чуть больше двадцати лет) изучают сотни снимков и телефонных звонков, ежедневно перехватываемых самолетами U-2 и другими летательными аппаратами. Затем они объединяют все полученные данные и рассылают контрольные донесения.
Руководитель из компании Raytheon Бигэм говорит о том, что новая система поможет ускорить этот процесс. По его словам, она будет регистрировать и отмечать основные данные, такие как географические координаты и обсуждения в чатах, а также оповещать представителей военного командования, которым те или иные видеоматериалы могут понадобиться для дальнейшего изучения.
Самую значительную экономию времени даст автоматическое сканирование видеоданных с проверкой на наличие грузовиков и вооруженных людей. Однако это программное обеспечение пока работает не очень надежно. Кроме того, военные столкнулись с той же самой проблемой, что и телевизионщики, пытающиеся поймать в кадр футболиста из кучи игроков, пытающихся отобрать мяч.
Поэтому капитан первого ранга Джозеф Смит (Joseph A. Smith), откомандированный в распоряжение Национального агентства графических и картографических работ, которое разрабатывает стандарты и нормативы для видеоразведки, говорит, что он вместе с другими офицерами во время футбольных матчей забирается в фургоны телевизионщиков, припаркованные возле стадионов, и изучает, как при помощи специальных программ помечается и извлекается самая важная видеоинформация.
"В фургончике телеканалов ESPN или Fox Sports всегда сидят три парня, которые каждый раз при появлении на экране защитника Тома Брэйди помечают эти кадры, нажимая кнопку", - говорит Смит, имея в виду игрока из "Патриотов Новой Англии". А затем, чтобы позже показать самые значимые кадры, они просто вводят в соответствующем поле запись типа "Том Брэйди, пас, тачдаун".
Подполковник Брендан Хэррис (Brendan M. Harris), командующий на базе разведывательной эскадрильей, говорит, что его аналитики тоже умеют делать такое. По его словам, ВВС только что установили телестаторы на новейшей модели портативного видеоприемника, и скоро находящимся в поле командирам будет достаточно обвести кружочком изображение грузовика или человека, чтобы беспилотник проследил за этой целью.
Но подполковник Хэррис также говорит о том, что беспилотники часто снимают инфракрасными камерами видеоизображения в серых тонах, которые гораздо труднее расшифровать, чем цветные кадры. А когда речь идет о возможном применении силы, говорит он, существуют определенные рамки, в которых разрешается применять автоматизированные системы.
"Всегда нужен подготовленный человек, отвечающий за распознавание того, что снято на кадрах: женщина, ребенок или мужчина с оружием в руках, - отмечает он, - а самым лучшим инструментом для такой работы по-прежнему являются глаза и мозг человека".