Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон 11 января на слушаниях Европарламента заявила, что она верит в "тихую дипломатию". Нередко переговоры, проведенные без участия СМИ, приносят более плодотворные результаты. По мнению местных аналитиков, "тихая дипломатия" кажется более практичной по сравнению с "дипломатией пышных фраз", которая представляет в основном интересы и ценности Запада.
Почти год назад госсекретарь США Хиллари Клинтон на слушаниях сената выдвинула концепцию "умной силы", при помощи которой дипломатия может занять ведущее место во внешней политике.
Идеи "тихой дипломатии" и "умной силы" принадлежат двум женщинам-политикам, которые представляют интересы самых развитых мировых экономических субъектов -- ЕС и США. Этот факт свидетельствует о том, что в изменчивом мире глобальные реформы заставляют страны Запада переосмысливать свою внешнюю политику и "безмолвно" пересматривать некоторые курсы.
Кэтрин Эштон выдвинула предложение проводить "тихую дипломатию", чтобы развеять все сомнения относительно отсутствия у нее дипломатического опыта. Говоря о будущей внешней политике ЕС, Эштон заявила, что в условиях подъема Китая и других главных стран с нарождающимися рынками ЕС должен разработать новую внешнюю политику для адаптации к происходящим в мире изменениям.
В настоящее время международная обстановка характеризуется глубокими изменениями в мировых политической и экономической архитектурах, изменением соотношения сил игроков на международной арене, а также существенным отличием реалий от прогнозов, сделанных много лет назад некоторыми странами Запада. Оказание большого давления на развивающиеся страны, насильственное внедрение системы ценностей Запада и применение силовых методов становятся все менее эффективными. На этом фоне западные страны вынуждены вносить коррективы в свою тактику, чтобы адаптироваться к новым реалиям.
Трудно представить, чтобы "тихая дипломатия", "умная сила" и другие подобные понятия вошли в дипломатический обиход западных стран во эпоху колонизации, во времена "холодной войны", войны в Ираке или президентства Джорджа Буша, который стремился реализовать план "Большой Ближний Восток". Появление новых терминов не случайно, оно отражает новую стратегию Запада в условиях нынешней мировой обстановки.
Следует отметить, что как "тихая дипломатия", так и "умная сила", направлены на обеспечение интересов Запада. Остается надеяться, что развитые страны будут чаще прислушиваться к мнению других государств, реже действовать без учета их мнения, стремиться к многостороннему сотрудничеству на основе принципов взаимной выгоды и общего выигрыша. Только в этом случае можно будет говорить о создании гармоничного мира, где царят прочный мир и общее процветание.