Вам интересно, какой последний камень преткновения остался на переговорах между США и Россией о новом договоре СНВ? Оказывается, все дело в … науке о ракетах, а если говорить конкретно, то в данных телеметрии.
Вы спросите, что такое телеметрия? В данном контексте это гарантия того, что если одна сторона проведет ракетные испытания, то подробные данные об этих испытаниях мгновенно и в режиме реального времени станут доступны другой стороне. Такие гарантии являлись частью изначального договора СНВ, срок действия которого истек в декабре, и администрация Обамы хочет, чтобы такие же формулировки были включены в текст нового договора. Но русские этому противятся.
Многие посвященные люди считают, что проблема с телеметрией это нечто вроде отвлекающего маневра. Новые технологии проверки и слежения, которые большей частью засекречены, обеспечивают эти возможности и без предоставления русскими таких данных. Но отсутствие положения о телеметрии в тексте договора может усложнить процесс его ратификации в Сенате.
"Для Соединенных Штатов Америки это важно, потому что некоторые сенаторы просто с ума сойдут, если не будет доступа к таким данным, - говорит эксперт по вопросам нераспространения из Центра новой американской безопасности (Center for a New American Security) Трэвис Шарп (Travis Sharp), - однако по сути дела, США не нужен тот объем информации, который предусматривался договором СНВ-1, в частности, по той причине, что в "новом СНВ" будут усовершенствованные правила подсчета и проверки, а современные технические достижения позволят нам получать эти данные иными способами. С другой стороны, Россия по политическим причинам не хочет, чтобы мы совали свой нос в ее дела и поэтому колеблется, не желая выдавать слишком много информации".
Источник из дипломатических кругов сообщил The Cable, что русские торгуются, стремясь получить доступ к телеметрическим данным по американским испытаниям противоракетной обороны, а взамен готовы предоставить Америке телеметрические данные по испытаниям своих наступательных ракет. Это их очередная попытка увязать СНВ и ПРО, что может создать проблемы в деле ратификации договора в Сенате.
"Все знают, что телеметрические данные это ерунда [по существу], и тем не менее, данный вопрос превратился в настоящую проблему", - объяснил этот источник. Недавно ПРО и СНВ попытался связать воедино российский премьер-министр Владимир Путин, и вот лишь один пример.
"Для того чтобы этот баланс был сохранен, если мы хотим обмениваться информацией, тогда пусть [США] нам передают всю информацию по ПРО, а мы готовы будем тогда отдавать какую-то информацию по наступательным вооружениям", - заявил Путин в прошлом месяце. Русские также настаивают на том, чтобы подтверждение такой связи между ПРО и наступательными вооружениями присутствовало в основном тексте соглашения по СНВ. А США хотят включить данное подтверждение в преамбулу, отметил источник.
Тщательно выверенное подтверждение такой связи было включено в текст совместного заявления Обамы и российского президента Дмитрия Медведева в июле месяце.
Заместитель государственного секретаря Эллен Таушер (Ellen Tauscher) выступила по поводу проблем телеметрии в среду утром. По ее словам, "все всегда надеялись", что положение о телеметрии, которое крайне важно для Пентагона, будет включено в новый договор как "часть мер повышения доверия, чтобы стороны были уверены в том, что никаких сюрпризов не будет".
Она подтвердила, что положение о телеметрии является одним из последних нерешенных вопросов на переговорах, однако отметила, что он не относится к разряду самых существенных проблем.
"Телеметрия это один из последних вопросов, которые надо решить, но это не крупная проблема и не самый важный момент", - сказала Таушер, добавив, что присутствие определенных положений в предыдущем договоре порождает надежду на то, что они останутся и в новом соглашении.
Она дала понять, не сказав об этом напрямик, что Соединенные Штаты не намерены давать согласие на предоставление данных по ПРО в обмен на предоставление русскими телеметрических данных по своим наступательным вооружениям.
"Это соглашение о стратегических наступательных вооружениях. А противоракетная оборона это оборонительная система", - заявила Таушер.
Один из представителей республиканцев в Сенате подверг сомнению утверждение Таушер о том, что телеметрия это не очень важный вопрос. По его словам, американская техника, которая, как говорят, компенсирует нехватку данных телеметрии, может оказаться эффективной не на все сто процентов. А отсутствие доступа к российским данным усилит нагрузку на американских военных, создав проблемы, каких у них раньше не было. "Зачем нам расходовать на это свои ресурсы, если данные телеметрии дают нам такую возможность бесплатно?" - спросил он.
Заместитель госсекретаря Роуз Готтемеллер (Rose Gottemoeller) находится сейчас в Москве, и в ближайшее время она вместе со своей командой может отправиться в Женеву, чтобы попытаться завершить подготовку соглашения. Сейчас все говорят о том, что переговорный процесс возобновится 25 января, однако русские пока не дали своего согласия вернуться за стол переговоров.
Американской администрации необходимо добиться ратификации этого соглашения к маю, когда начнется конференция по обзору договора о нераспространении ядерного оружия.