США, Россия, Канада и Дания страстно желают заполучить часть арктических богатств.
В августе 2007 года, когда таяние арктических ледников било все рекорды, группа российских подводников установила флаг России на дне Северного ледовитого океана на глубине 4 200 метров – символический, хоть и несколько показной жест. Ответ министра иностранных дел Канады Питера Маккея (Peter MacKay) не заставил себя ждать: "Мы живем не в XV веке. Сегодня больше нельзя ходить по миру, ставить свои флаги и заявлять о правах на ту или иную территорию".
Битва за Арктику станет одной из главных мировых проблем XXI века. Таяние ледников вернуло интерес к региону со стороны как приарктических стран (России, США, Канада, Дания и Норвегия), так и деловых кругов. Важность задействованных и игре ставок (геополитических, экономических и экологических) объясняется ожидающими нас в будущем масштабными изменениями, которые повлечет за собой потепление климата. Предсказывают, что мифический Северо-западный проход станет полностью судоходным в период с 2015 по 2050 год, что через 10-15 лет граница льдов отступит на 100 километров на север и что к 2030 году на Северном полюсе совсем не останется льда!
Коммерческая выгода от таяния ледников очевидна. Менее чем через десять лет будет открыт морской путь от канадского арктического порта Черчилль до российского Мурманска. Вырисовываются в перспективе и другие маршруты: Северо-западный проход вдоль канадского побережья и Северный морской путь вдоль российского. Эффект от открытия этих маршрутов будет сравним важностью Суэцкого и панамского каналов. Полярные пути позволят на 40% сократить дистанцию, которую проходят циркулирующие между Азией и Европой торговые суда. Навигация в этом регионе, однако, будет несколько более опасной, при сохранении рисков катастроф и загрязнения окружающей среды.
Северный Ледовитый океан скрывает в себе невиданные богатства. По данным Геологической службы США, здесь находится 22% "не открытых, но технически годных для эксплуатации" энергоресурсов мира: 13% мировых запасов нефти и 30% запасов газа. И это не считая свинца, цинка, золота и алмазов…
Все страны арктического региона пытаются отныне урвать свой кусок пирога. В море Бофорта американцы и Канадцы никак не могут поделить богатый нефтью участок дна у побережья Юкона и Аляски. Русские хотят, чтобы их территориальные воды простирались на 200 километров от сибирских берегов. В США же считают, что Северный морской путь должен стать зоной свободной навигации, так же как Северо-западный проход. Канада в свою очередь утверждает этот маршрут, который вьется среди ее арктических островов на протяжении 5000 километров, является неотъемлемой частью ее территориальных вод.
Кроме того, Дания и Канада уже двадцать лет ведут территориальный спор вокруг острова Ханс, расположенного между Гренландией и канадским островом Эльсмер. Здесь все упирается в контроль над экономической зоной в 200 морских миль…
При этом, основной проблемой, безусловно, является раздел арктического континентального шельфа, если судить по тому с каким рвением Россия, США, Канада и Дания бросились составлять карты дна вокруг хребта Ломоносова.
Эта подводная горная цепь протянулась на 2000 километров. Доказательство того, что хребет представляет собой естественное продолжение того или иного шельфа может позволить одной из стран расширить свою экономическую зону на 200-350 километров от побережья. Русские уверены, что у них есть на это полное право: в представленных ими в 2001 году в Комиссию ООН по границам континентального шельфа документах они требуют признать за собой 45% спорной зоны! В 2008 году Канада пришла к выводу, что хребет Ломоносова является продолжением ее территории и рассчитывает представить необходимые доказательства в ООН до 2013 года. Американские же эксперты называют хребет автономным геологическим образованием. В общем и целом, морская баталия еще только началась.