Словно почтили трауром погибшую знаменитость – жители Пекина провели ночное бдение у штаб-квартиры компании Google – после того, как американский поисковик заявил, что может уйти из Китая по причине взломов электронной почты и в целях заботы о прайваси своих пользователей.
Сложившаяся ситуация имеет фундаментальное значение для информационной отрасли, а также для политической и социальной стабильности Китая.
Мэтт Герткен (Matt Gertken), аналитик Stratfor: Для Китая единственный способ удерживать контроль – это поддерживать жесткие меры безопасности, включая управление потоками информации. Так что Китай не может позволить себе церемониться в отношении Google.
Меня зовут Марла Дайал, вы смотрите Dispatch.
Политика правительства в сфере цензуры и конфиденциальности информации была известным риском, когда интернет-компании такие как Google решили прийти в Китай, руководствуясь расхожим мнением о том, что китайский рынок слишком велик, чтобы его игнорировать. Однако сделанное на этой неделе заявление может изменить тенденцию. А кроме того, ситуация может усилить торговое напряжение между Пекином и Вашингтоном.
Мэтт Герткен (Matt Gertken), аналитик Stratfor: Администрация Обамы решила затронуть вопросы типа интеллектуальной собственности и свободы информации, имея ввиду следующее: «Смотрите, американские компании – Google, Twitter, Facebook – зарабатывают деньги с помощью интернет-сервисов. И если Китай ограничивает их деятельность, значит это протекционизм”.
Созданный прецедент в истории с Google может повлечь за собой споры на тему свободы информации, которые могут незамедлительно отразиться на западных технологических компаниях.
Мэтт Герткен (Matt Gertken), аналитик Stratfor: Google станет первой американской компанией, которая по сути заявила, что китайский рынок, каким бы крупным он ни был, просто не оправдывает собой политических рисков, связанных с деятельностью тамошнего правительства. Google в итоге откажется от работы в Китае, и в результате пожертвует своим ростом, но убережется от неприятностей. Такая ситуация для Китая может быть очень неприятной, если компании начнут считать страну местом, где рисков больше, чем прибыли для бизнеса. С другой стороны, Китай может что-то предпринять и вернуться к status quo ante – положению, которое существовало с Google раньше, и другие компании тоже сделают для себя выводы.
И хотя исход из Китая может нанести удар по коммунистическому правительству, пока неясно, будет ли ущерб для торговых связей и экономики сам по себе настолько сильным, чтобы спровоцировать отказ от давней политики подавления свободы информации и инакомыслия.