В своей книге о Второй мировой войне на Тихом океане "War Without Mercy" (Война без пощады) Джон Дауэр (John Dower) рассказывает удивительную историю о том, как менялись представления американцев о японских солдатах. До внезапного нападения на Перл-Харбор в военно-политических кругах бытовало широко распространенное мнение о том, что японцы плохо воюют на суше, в воздухе и на море. "Маленькие человечки" - так о них говорили в тот период. Так, общепринятым стало "экспертное" мнение о том, что у всех японцев врожденная близорукость и определенные дефекты внутреннего уха, что у них отсутствует чувство индивидуализма, в связи с чем им трудно проявлять инициативу. В результате в бою из них получаются плохие летчики, летающие на японских (поэтому тоже плохих) самолетах. Они не в состоянии эффективно летать ночью и успешно наносить удары.
Но вот японцы нанесли свой точный удар по Перл-Харбору и уже в первые минуты войны уничтожили американскую авиацию на Филиппинах; а затем в скором времени одержали ряд других сокрушительных побед. И внезапно эти "маленькие человечки" превратились в американском представлении в суперменов (не пройдя даже человеческую фазу в своей эволюции). Они стали "непобедимыми" - прирожденными ночными воинами из джунглей. Дауэр назвал их "абсолютно безжалостными, абсолютно жестокими и абсолютно невосприимчивыми к тем ценностям, которые сформировали нашу цивилизацию".
Знакомо звучит? Еще бы. После 11 сентября 2001 года газеты запестрели заголовками "НОВЫЙ ДЕНЬ ПОЗОРА", а теракты незамедлительно назвали "Перл-Харбором 21-го века". Достаточно быстро "Аль-Каида", подобно японцам в 1941 году, превратилась из отдаленной угрозы (администрация Джорджа Буша, придя к власти, не обращала практически никакого внимания на планы этой группировки) в группу отъявленных и страшных злодеев, обладающих едва ли сверхъестественными способностями. В конце концов, они ведь уничтожили самые могущественные здания на нашей планете и вот-вот получат в свое распоряжение оружие массового уничтожения. И если ничего не делать, то довольно скоро они превратят мусульманский мир в свой "халифат".
"Аль-Каида" внезапно стала той организацией, бороться против которой можно, лишь бросив в бой всю мощь вооруженных сил "единственной в мире сверхдержавы". Удивительно, но такое отношение к ней сохраняется до сих пор. Почувствовать это можно было, например, по той панике, которая возникла 24 июля из-за совершенно неумелого подводного ныряльщика со взрывным устройством, и по внезапно возникшему страху перед несколькими сотнями самопровозглашенных членов "Аль-Каиды" в Йемене. Ощутить это можно и по нагнетанию войны в рамках стратегии "АфПак".
Увидеть это можно было и во время "дебатов" о переводе узников "Аль-Каиды" из Гуантанамо в американские тюрьмы самого строгого режима. Если послушать некоторых политиков, то возникает впечатление, будто эти заключенные какие-то Лексы Люторы или мутанты Магнито - суперзлодеи, которых не удержат взаперти никакие тюремные решетки. Точно так же, чуть ли не из-за какой-то магии, никто не может найти Усаму бен Ладена и Аймана аль-Завахири в диких и пустынных приграничных районах Афганистана и Пакистана.
Американцы в своем большинстве никогда не имели дела с "Аль-Каидой" и не думали о ней как о группе, состоящей из живых людей. Из-за тиражируемых по телевидению удивительных успехов боевиков они и подумать не могут о том, что те в своих действиях терпят поражения (и довольно часто). В силу этих обстоятельств США не представляют себе, кто или что им в действительности противостоит. Нынешний президент, подобно предыдущему, заявляет, что Соединенные Штаты "ведут войну". Если это так, то это война слона и мыши, поскольку в военном плане американская армия и "Аль-Каида" находятся не только в разных весовых категориях - на разных планетах. Этим можно объяснить и то, что несмотря на периодическое уничтожение значительной части верхушки "Аль-Каиды" (хотя бен Ладена и Завахири не удается найти никогда), угроза эта не ослабевает.
Но давайте сделаем на минутку паузу и попытаемся представить себе двух этих врагов стоящими рядом на поле боя. Каким в таком случае будет выглядеть соотношение сил?
Оценка мощи "боевого состава" "Аль-Каиды"
Согласно оценкам американской разведки, в настоящее время в Афганистане находится около 100 боевиков "Аль-Каиды", и еще "несколько сотен" укрывается в Пакистане. Согласно последней информации, примерно столько же их в Йемене. Количество членов "Организации Аль-Каиды в Исламском Магрибе" (Алжир, Мали и Мавритания), а также боевиков этой группировки в Сомали составляет примерно столько же - несколько сотен в каждом регионе. По данным авторитетных специалистов Группы по изучению ситуации в Ираке (ISG) из госдепартамента, даже на пике повстанческого движения и гражданской войны в Ираке, группировка "Аль-Каида в Месопотамии" насчитывала не более 1300-4000 "активных штыков". Сегодня считается, что она состоит лишь из "маленьких странствующих ячеек".
В сумме численность этих группировок боевиков (будем считать их ударными войсками "Аль-Каиды") составляет где-то 2100 человек. Это в пять раз меньше численности американских военных, находящихся в настоящее время в Италии. Как показывают теракты 11 сентября, разведданные по иракскому оружию массового уничтожения, а также неспособность спецслужб предотвратить действия террориста, пронесшего в самолет бомбу в трусах, американская разведка давно уже "летает вслепую". Но даже если вдруг окажется, что у "Аль-Каиды" имеются законсервированные ячейки во всех странах на нашей планете, в каждой из которых по 300 непримиримых боевиков, все равно численность ее подпольной армии лишь ненамного превысит количество американских военнослужащих в Германии.
Действительно, у "Аль-Каиды" имеются "центры подготовки" в отдаленных районах в таких странах как Йемен, а также гражданские сторонники, спонсоры и прочие союзники, разбросанные по разным странам. С годами (и видимо, не без оснований) Вашингтон слил в одно целое талибов из Афганистана и Пакистана и "Аль-Каиду", а также начал учитывать в своих подсетах различные группы боевиков, такие как сомалийская "Аль-Шабаб" и различные ответвления "Аль-Каиды". Если добавить этих боевиков в общую корзину, то их силы увеличатся на многие тысячи.
Кроме того, "Аль-Каида" обладает целым арсеналом вооружений. Ее члены получают гранатометы, стрелковое оружие всех видов, материалы для изготовления смертоносных взрывных устройств для установки на дорогах и в автомашинах и, конечно же, для закладки бомб в трусы.
Оценка американских войск
Безусловно, неудачи США в деле уничтожения "Аль-Каиды" никак нельзя объяснить нехваткой ресурсов. С 11 сентября по настоящее время американские военные потратили на свои войны около 1 триллиона долларов. У страны есть сухопутные войска, военно-морские силы, военно-воздушные силы и морская пехота, у которой, как и у ВМС, имеется собственная авиация. У США накоплено оружия, военной техники и прочего имущества на триллионы долларов. Они могут задействовать свои разведывательные спутники, современные истребители и бомбардировщики, высокотехнологичные беспилотники и вертолеты, целую армию грузовиков, танков и другой бронетехники. У страны есть современнейшие ракеты и "умные" бомбы, авианосцы, атомные подводные лодки и передовые корабли всех форм и размеров.
У нее также имеются до невероятно высокой степени подготовленные силы специального назначения. Это почти 56000 военнослужащих из военной элиты: армейские рейнджеры, спецназ "зеленых беретов", "морские котики" из ВМС, экипажи катеров специального назначения, специальные тактические группы ВВС, батальоны специального назначения корпуса морской пехоты. У всех у них есть современнейшеее вооружение. В США масса военных академий, которые выпускают великолепно подготовленных офицеров; огромное количество специальных учебных центров, училищ и университетов. У вооруженных сил страны более полумиллиона зданий и сооружений на 800 с лишним базах, которые занимают миллионы гектаров дорогой земли по всему свету - в том числе, в тех странах и местах, где действует "Аль-Каида" и ее многочисленные отделения.
В дополнение к этому у американской армии имеется живая сила - причем в огромных количествах. В целом, у США "под ружьем" на действительной военной службе находится примерно 1,4 миллиона человек, и дополнительно имеется 1,3 миллиона резерва. Вооруженные силы используют 700000 гражданских служащих, обеспечивающих жизнедеятельность армии. Они работают на складах, готовят и подают еду на базах, помогают проводить анализ разведывательной информации в зонах боевых действий. Армия также пользуется услугами десятков тысяч наемников из частных охраных фирм и прочих подрядных организаций по всему миру.
Сюда следует также прибавить сотрудников разведслужб, обеспечивающих действия военных, в число которых входит 100000 агентов из гражданского разведывательного сообщества. Кроме того, у США есть еще союзники, силы и средства которых они могут задействовать. Только в Афганистане они представлены подразделениями и частями афганской армии и полиции, а также десятками тысяч военнослужащих из стран-членов Организации Североатлантического договора и других союзных государств общим количеством более 40.
Сравнение сил
Даже если исключить из американской стороны этого уравнения все резервы США, всех гражданских служащих министерства обороны, оперативников и аналитиков из разведки, частных подрядчиков и союзников всех мастей, то все равно - когда вы будете сравнивать силы двух врагов по нынешней "войне", то в итоге вы получите метку дьявола против ничтожно малой величины.
Численное соотношение американских военных на действительной службе и боевиков "Аль-Каиды" из Афганистана, Пакистана, Йемена, Ирака, Алжира, Мавритании, Мали и Сомали составляет 666 к 1. добавьте сюда резервы, и соотношение резко изменится до 1286 к 1. Настоящий конфуз. Даже если включить в это соотношение несуществующие орды законсервированных агентов "Аль-Каиды" (умножим 300 боевиков на 195 стран мира от Австралии до Ватикана), то все равно у американских военных будет численное превосходство 23 к 1 (или 45 к 1, если сюда добавить резервистов, которых сегодня регулярно и не по одному разу посылают в зоны боевых действий).
В целом, за без малого десять лет конфликта США потратили триллионы долларов налогоплательщиков на пули и бомбы, на солдат и беспилотники. Они ведут войны в Ираке и Афганистане, которым не видно конца, наносят удары в Пакистане, Йемене и Сомали, направляют спецназовцев в эти и другие страны, такие как Филиппины, а также строят и расширяют сотни военных баз по всему миру. Однако Усама бен Ладен по-прежнему на свободе, а "Аль-Каида" продолжает убивать американцев.
"Неиссякаемая" "Аль-Каида"
Основанная бен Ладеном в 1988 году, "Аль-Каида" официально объявила войну Соединнным Штатам в 1996-м, главным образом, из-за военного присутствия США на Ближнем Востоке. Вашингтон охотится за бен Ладеном и его организацией с середины 90-х, но после событий 11 сентября Конгресс своим решением уполномочил президента применять силу против этой группировки и против "Талибана". С тех пор Вашингтон ведет одну из самых безрезультатных в современной истории военных кампаний по уничтожению этих сил.
В эти годы Буш объявил себя "военным президентом", возглавляющим "воюющую страну", которая живет в "военное время". Президент Обама, пусть и помягче, но все равно неоднократно заявлял, что США "ведут войну". А в своей декабрьской речи в военной академии в Вест-Пойнте по поводу наращивания группировки в Афганистане он назвал главного врага в этой войне - "Аль-Каиду". Тем временем, американская армия обрушила удар огромной разрушительной силы на отдельные районы Афганистана, Пакистана, Ирака, Йемена и Сомали, уничтожая боевиков из "Аль-Каиды", не из "Аль-Каиды", а также ни в чем не повинных мирных жителей. В ходе войны тысячи американских военнослужащих погибли, и десятки тысяч получили ранения. И это без учета потерь союзников.
И тем не менее, в эти годы регулярно появлялись на свет все новые "филиалы" "Аль-Каиды", такие как "Аль-Каида в Ираке/Месопотамии". В некоторых странах, таких как Йемен, их официально уничтожали, однако они вновь возрождались. Эти группы зачастую предъявляли собственные требования к вступающим в их ряды, и сосредоточивали усилия на собственных целях. Тем временем, число желающих вступить в "Аль-Каиду" и ей подобные группировки все увеличивается, и эта организация (а также сочувствующие ей и восхваляющие ее) усиленно готовит новые теракты и нападения в США. Она призывает и подталкивает к вступлению в свои ряды самых разных людей - от Нью-Йорка до Калифорнии, от Нигерии до Иордании, чтобы те потом работали на нее, воевали, убивали и погибали за нее, иногда во время нападений на американцев.
У "Аль-Каиды" нет танков, нет бронированных машин, атомных подводных лодок, ударных вертолетов и истребителей. "Аль-Каида" никогда не запускала спутники-шпионы, она не разрабатывает современные беспилотные летательные аппараты (хотя наверняка силами хакеров взламывает американские компьютерные системы и получает доступ к видеозаписям с них). "Аль-Каида" специализируется на малобюджетных операциях, которые могут быть как невероятно разрушительными, так и невероятно неэффективными. Это и подрывы начиненных взрывчаткой машин, и самолеты в роли снарядов, и бомбы в ботинках и нижнем белье.
Сравнивать численность американских военных и активных боевиков "Аль-Каиды" было бы абсурдно, если бы не тот факт, что Соединенные Штаты на самом деле выступили на войну против этой организации. Это решение было столь же эффективным, как стрельба из пулемета по комарам. Да, парочку-другую удастся уничтожить, но такие действия совершенно очевидно обречены на провал.
В нынешней "войне с террором", или как там ее называют (сегодня ее, правда, не называют никак), воюющие стороны как бы живут в разных мирах. "Аль-Каида" сегодня это даже не организация в обычном понимании данного слова; она не похожа ни на какую организованную военную структуру. Это, скорее, неопределённый и разрозненный набор идей и еще более аморфное и разрозненное объединение людей, которые ведут войну, черпая силы из неиссякаемого источника.
Вы не запишетесь в "Аль-Каиду" так, как можно записаться в американскую армию. Если вы и пара ваших друзей сидите где-нибудь за столом, если вы злы и недовольны состоянием дел в мире, вы можете просто заявить, что придерживаетесь основополагающих идей Усамы бен Ладена и провозгласить себя "Аль-Каидой в _____ " (заполните пробел). И после этого вы сами будете решать, кто и как может вступать в вашу организацию, и как вы станете взаимодействовать с другими "Аль-Каидами" (если вообще захотите с ними взаимодействовать).
По этой причине такие группировки как "Аль-Каида в Месопотамии" в прессе всегда называют "доморощенными". Таким образом, в этой "послевоенной войне с террором" мы имеем, с одной стороны, огромную военную машину мирового масштаба, которой помогают и содействуют союзные войска, "туземные" силы, а также подрядные компании всех сортов и оттенков, а с другой - нечто аморфное и "доморощенное", жестокое, но удивительно неопределенное, постоянно трансформирующееся и меняющее форму. Каждого члена этого "нечто" можно уничтожить, но "врага" уничтожить нельзя, потому что враг это набор идей - радикальных и незнакомых большинству американцев.
Пентагон с его гигантской бюрократией и многокилометровыми коридорами и кабинетами является штабом и центром военных усилий США, но у "Аль-Каиды" нет ни штаба, ни центра - ни в Афганистане, ни в Пакистане, ни в любом другом месте. Возможно, не существует сегодня даже "основной Аль-Каиды". Усама бен Ладен исчез или, насколько мы можем предположить, погиб. Задумайтесь над этим, над существованием сей "неиссякаемой" организации, которая в процессе своего разветвления способна создавать собственные клоны.
Поэтому не пора ли прекратить думать об "Аль-Каиде" как о сложной и запутанной организации суперменов-террористов, способных на суперзлодейства, как о группировке, хотя бы отдаленно напоминающей традиционную вражескую военную силу? С "Аль-Каидой" тропа войны определенно была тропой в никуда. Мы должны уже это понять, потратив триллион с лишним долларов.
Когда начиналась эта "война", Буш со своими последователями, так же как и бен Ладен со своими, очень хотел объявить о грядущей победе и вызывающе заявить противнику: "А ну-ка, подходи и получай!" Но слово "победа" давно уже исчезло из вашингтонского лексикона, так же, как и хвастливые заявления о том, что США это новый Рим.
Вне зависимости от того, сколько ее боевиков и агентов погибло, пока только "Аль-Каида-неважно-где" может еще говорит о победе. Как бы то ни было, она заставила Вашингтон "подойти и получить", и результат для Соединенных Штатов оказался катастрофическим и опустошающим. Американские военные убили много боевиков "Аль-Каиды", но они не в состоянии уничтожить ее привлекательность, наращивая свои силы в Афганистане и продолжая войну со всеми ее разрушительными последствиями для этих мусульманских земель.
Пора взглянуть на "Аль-Каиду" в ее истинном свете, по-человечески. Пора подумать о ней в комплексе: о ее поразительных успехах, о ее жутких поражениях, о нелепых ошибках и промахах, а также о ее неосуществимых мечтах. (Не беспокойся, Вирджиния, халифата "Аль-Каиды" на Большом Ближнем Востоке не будет никогда.) Реальность такова: "Аль-Каида" это не апокалиптическая угроза. Ее боевики могут нанести нам ущерб, но развалить эту страну могут только сами американцы.
Ник Терс - помощник редактора Интернет-издания TomDispatch.com, лауреат премии Риденауэра "За репортерскую доблесть" и премии Джеймса Аронсона "За социальную справедливость в журналистике". Он публикует свои работы в Los Angeles Times, The Nation, в журнале In These Times, а также в TomDispatch. В настоящее время Терс является сотрудником "Центра США и холодной войны" (Center for the United States and the Cold War) при Нью-Йоркском университете. Он автор книги "The Complex: How the Military Invades Our Everyday Lives " (Тот самый комплекс: как военные вторгаются в нашу повседневную жизнь).
Том Энгельхардт является соучредителем книжной серии "American Empire Project" (Проект "Американская империя"). Он руководит Интернет-изданием TomDispatch.com. Энгельхардт - автор книги "The End of Victory Culture, a history of the Cold War and beyond" (Конец триумфаторской культуры. История "холодной войны" и не только), а также романа "The Last Days of Publishing" (Последние дни издательского дела). Он также был редактором книги "The World According to TomDispatch: America in the New Age of Empire" (Мир по TomDispatch: Америка в новую имперскую эпоху). Это альтернативная история безумных лет правления Буша.