Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Контрасты Южной Америки

Бразилия у всех на устах, Чили вступает в Организацию Сотрудничества и Экономического Развития, а в Аргентине и Венесуэле наблюдается экономическая и государственная нестабильность

© коллаж ИноСМИРазвитие латинской Америки
Развитие латинской Америки
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Экономическая картина Южной Америки полна контрастов. Четыре крупнейшие экономики мира переживают кризис, затронувший все страны мира по-разному.

Экономическая картина Южной Америки полна контрастов. С одной стороны, Чили в понедельник вступил в элитный клуб  Организации Сотрудничества и  Экономического Развития (ОСЭР), а о Бразилии говорят исключительно как о стране с динамично развивающейся экономикой. 8 января президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о девальвации национальной валюты боливара в обстановке постоянных перебоев с подачей воды и электроэнергии. За три дня до этого в Аргентине разразился кризис из-за отказа руководства Центрального Банка подчиниться требованию правительства и оплатить за счёт международных резервов часть внешнего долга страны. Четыре крупнейшие экономики мира переживают кризис, затронувший  все страны мира по-разному.


«Аргентина являет собой пример величайшей глупости», считает Роберто Френкель, экономист из аргентинского Центра Исследований Государства и Общества. «За последние годы она добилась более высоких показателей экономического роста, чем Чили и Бразилия, но в Аргентине инфляция –добавляет Френкель, один из участников исследования по макроэкономике, экономическому росту, занятости и распределении доходов в Латинской Америке-. С Венесуэлой совершенно другое дело. Когда цены на нефть повышаются, эта страна всегда увеличивает расходы, а когда опускаются, у неё начинаются проблемы. Чили, напротив, удалось сэкономить, когда цены на медь были высокими, и таким образом смягчить последствия спада производства. В Бразилии спад едва заметен, поскольку экономика там растёт стабильно, а правительство предпринимает необходимые социальные меры для смягчения воздействия мирового кризиса».


Лия Валлс (Lía Valls), научная сотрудница Фонда Хетулио Варгаса (Fundación Getulio Vargas,) отмечает, что в Чили, «несмотря на диктатуру (1973-1990), сохранилась традиция стабильности нормативных актов и функционирования государственных учреждений». Валлс подчеркнула, что чилийская экономика – более открыта, чем бразильская, но более уязвимая, вследствие своей зависимости от цен на медь.


«В Бразилии стабильность нормативных актов имеет не столь давнюю традицию. Она ведёт свой отсчёт от переходного периода между правительствами Фернандо Энрике Кардозо (Fernando Henrique Cardoso)  (1995-2003) и Лулы да Силвы. Эта страна обладает  запасами нефти, развитой промышленностью. Бразильская экономика стоит на восьмой позиции в мировом списке, но бедность там всё ещё значительна», утверждает Валлс. «Все прекрасно знают, что Аргентина страдает от государственных кризисов и перемен в политическом курсе. В 90-е годы открытость экономики не самым лучшим образом сказалась на развитии промышленности, и теперь президент страны Кристина Фернандес де Киршнер старается защитить её. Экономика сильно выросла за последние годы, поскольку этому предшествовал страшный спад 1998-2002 годов».


Хорхе Лейва (Jorge Leiva), директор Экономической Программы Фонда «Чили 21» , согласен с тем, что «положение в Аргентине и Венесуэле стабильным не назовёшь».  Эксперт напоминает о том, что низкие цены на нефть в девяностые годы отрицательно сказались на Венесуэле и ускорили приход Чавеса к власти. «Вначале его правительство было весьма слабым, была попытка переворота, но когда политическая неуверенность развеялась, стабильность в финансовом секторе так и не наступила». Говоря об Аргентине, Лейва замечает, что «в этой стране была большая нестабильность, когда к власти пришёл Нестор Киршнер  (Néstor Kirchner) (2003-2007). Ему удалось стабилизировать политическую обстановку и быстро наверстать упущенное, благодаря нестандартной и успешной экономической политике, но вместе с этим он также создал проблемы», такие как недоверие к международной финансовой системе и дефицит электроэнергии. Зато Чили и впоследствии Бразилия проводили разумную  налоговую и валютную политику, не забывая о программах по социальной поддержке населения». Внутренний валовой продукт  (ВВП) вырос на  5,1% в 2008 году.  В 2009 году, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, он вырос ещё на 0,6%, согласно данным Экономической Комиссии по Латинской Америке и Карибскому бассейну (ЭКЛА), хотя Международный Валютный Фонд и считает, что был лёгкий спад. В конце прошлого года президент Бразилии Луис Инасио Лула да Силва заявил, что его страна вышла окрепшей из экономических неурядиц. Показатели экономического роста, конечно, не такие, как в Китае или Индии, но правительство Бразилии любит подчеркнуть, что удерживает инфляцию (4,2% в 2009 году),  в то время как уровень безработицы опустился с 10% (показатель четырёхлетней давности) до 7,9% в 2008 году, хотя и поднялся до 8,1% в 2009 году.


Чили стало первым южноамериканским членом ОСЭР, в которую входят 29 развитых стран и Мексика. «ОСЭР уже является клубом не богатых, а хорошо организованных стран», пояснил на этой неделе чилийский министр иностранных  дел  Мариано Фернандес (Mariano Fernández).  При Мишель Бачелет  (Michelle Bachelet) экономический рост в Чили (где вот-вот состоятся президентские выборы) составил 4,7% в 2007 году и  3,2% в 2008  году. В прошлом году он сократился на 1,8%. От уровня инфляции в  7,1% в 2008 году Чили перешло к дефляции в  1,2% в 2009 году. Безработица, находившаяся в предыдущие годы на уровне 7%, выросла до 9,8% в 2009 году.


Венесуэла произвела девальвацию боливара на 50% , чтобы увеличить поступления в государственную казну за счёт своего основного экспортного товара – нефти.  Чтобы избежать роста инфляции, Чавес в прошлое воскресенье призвал военных  следить за уличными ценами и закрывать те предприятия торговли, которые будут их увеличивать. Для сотен из них это реально существующая угроза. За 11 лет президентства Чавеса боливар потерял около 90% своей стоимости, несмотря  на то, что стоимость нефти выросла в восемь раз.


В Венесуэле неделями происходили перебои с подачей электроэнергии из-за снижения уровня воды на водохранилище, снабжающем водой её третью гидроэлектростанцию, а также вследствие недостаточных капиталовложений в строительство новых электростанций после того, как несколько лет назад правительство национализировало основные мощности по выработке электроэнергии. В среду Чавес объявил план экономии электроэнергии, однако на следующий день от него отказался. Экономика Венесуэлы росла внушительными темпами (до 8,4% в 2007 году), пока цена нефти не перестала стремительно расти вверх. В 2008 году экономический рост составил всего 4,8%, а в 2009 и вовсе вылился в спад производства (-2,8%). Инфляция в Венесуэле всегда была высокой (28,9% в 2009 году), а уровень безработицы колеблется вокруг отметки в 8%, хотя не следует забывать, что многие официально зарегистрированные безработными работают в т.н. «теневой» экономике. По данным ЭКЛА, в 2009 году бюджетный дефицит  составил 5,5% от  ВВП. В Чили, зависящей от мировых цен на экспортируемую медь, подобный показатель составил 3,6%; в Бразилии - 2,9%.


В Аргентине, не имеющей источников внешнего финансирования ввиду дефолта 2001 года, бюджетный дефицит составил 0,8% от ВВП. На политическом и внутреннем горизонте Аргентины появились облака после того, как 6 января этого года президент страны Кристина Фернандес де Киршнер (Cristina Fernández de Kirchner) приняла решение освободить от занимаемой должности председателя Центрального банка страны Мартина Редрадо (Martín Redrado), отказавшегося произвести оплату части внешнего долга за счёт  международных резервов Аргентины. Пользуясь поддержкой оппозиции, судебная власть приостановила эту операцию и отставку председателя Центробанка. ВВП вырос до 8,7% в 2007 году, однако экономический рост замедлился до 5,8% в 2008 году, когда вспыхнул конфликт между Кристиной Фернандес и производителями сельхозпродукции. В 2009 году рост ВВП упал до 2,2%, как явствует из отчёта банка Barclays,  выступающего в качестве советника правительства Аргентины в вопросе реструктуризации части государственного долга. Уровень инфляции там высок  (23% в 2008 году и 13,8% в 2009 году, как явствует из отчёта банка Barclays) и сочетается со скачкообразно меняющимися показателями безработицы: с 10,2% в 2006 году к  7,9% в 2008 году, затем к нынешним 9,1%, как явствует из вызывающих сомнения официальных статистических данных.


Согласно прогнозам Международного Валютного Фонда, Бразилия и Чили выйдут из кризиса окрепшими, а объём ВВП Венесуэлы в этом году ждёт резкое сокращение.