Теперь, когда в Москве установились крещенские 30-градусные морозы, нужно найти теплое местечко для того, чтобы иметь возможность окинуть взглядом культурно-исторические памятники города. Так, например, из гостинной грузинского заведения «У Пиросмани» открывается потрясающий вид на знаменитый Новодевичий монастырь, расположенный на берегу Москвы реки. Если смотреть отсюда, то вам не помешают никакие типовые домостроения советского времени. Монастырь был построен в 1524 году, и с тех пор он почти не изменился, и отсюда он действительно выглядит по-девичьи юным.
Для этого монастыря, а также для всей Русской Православной Церкви российский премьер-министр Владимир Путин возвестил о наступлении новой эры. Новодевичий монастырь, который до последнего времени, по крайней мере, частично мог использоваться церковью - в том числе в ее распоряжении находился открытый после 72-летнего перерыва женский монастырь - уже в этом году полностью будет передан в собственность православной церкви. Владимир Путин обещал это сделать главе русского православия Патриарху Кириллу во время их встречи в канун Рождества. «Мы планируем в 2010 году полностью освободить Новодевичий монастырь и передать его в собственность церкви», сказал Путин.
После этого в собственности государства останется не менее известное Новодевичье кладбище, на котором похоронено немало знаменитых людей, в том числе писатели Николай Гоголь, Антон Чехов, Владимир Маяковский, а также супруга Сталина Надежда Аллилуева, советский партийный руководитель Никита Хрущев и первый президент России Борис Ельцин.
Для церкви это имеет большое символические значение – вновь получить в полную собственность этот монастырь спустя почти 90 лет – Новодевичий монастырь был закрыт в 1922 году. Однако Путин обещал еще больше. Разрабатываемый с 2007 года закон о возвращении религиозным объединениям церковной собственности , конфискованной в советское время, должен, наконец, получить одобрение в Думе. Тем самым – по крайней мере на бумаге – может быть открыть путь для возвращения всей церковной собственности. Исключение составят только памятники, внесенные в список мирового наследия ЮНЕСКО, к которым относится расположенные на территория Кремля церковный ансамбль, а также собор Василия Блаженного на Красной Площади.
За последние 15 лет православной церкви уже было передано более 100 церквей. Это было сделано на основе распоряжений правительства, согласно которым патриархат получил возможность на безвозмездной основе пользоваться зданиями и земельными участками, тогда как право собственности на недвижимость сохраняло за собой государство.
Если новый закон будет принят, то все изменится. После его принятия православной церкви, католической церкви, мусульманским и иудейским общинам будет полностью возвращена конфискованная у них собственность. Единственное условие – они должны использовать возвращаемую им собственность «в соответствии с целями деятельности религиозных объединений».
Стоимость всей этой собственности, как следует из приводимого газетой «Коммерсант» списка, весьма значительна. Русская Православная Церковь имеет 234 мужских и 244 женских монастыря, 16 000 православных приходов, а также 4700 воскресных школ. У римско-католической церкви имеется 220 приходов, треть из которых не имеет своей собственной церкви. Кроме того, на территории России расположено более 4000 мечетей и 70 синагог. Общая площадь земельных участков оценивается в 50 000 квадратных километров, и большая их часть достанется Русской Православной Церкви.
Запланированная передача собственности привела к активизации старых противников церкви – коммунистов. Во весь голос они предупреждают о том, что православная церковь становится «еще одним миллиардером». Директор расположенного в Москве Пушкинского музея Ирина Антонова, известная тем, что она никогда не расстается с теми предметами искусства, которые попадают к ней в руки, предсказывает наступление такого времени, когда в российских музеях больше не останется произведений искусства на религиозные сюжеты. Писатель Виктор Ерофеев, в свою очередь, выступает с обвинениями в адрес влиятельных деятелей Русской Православной Церкви. Эти обвинения он делает по поводу материальных дел, а также – что он считает более опасным – по поводу интеллектуальных. Православие, по его мнению, не терпит рядом с собой никаких других мнений, и поэтому ему нельзя давать никакой власти – таково требование Ерофеева.
По крайней мере один камень преткновения содержится в проекте нового закона. Для того, чтобы стать обладателем прежнего права собственности, религиозные объединения должны обратиться «в уполномоченные органы» для того, чтобы заявить о своих претензиях. Этот «орган» пока еще не создан. Не совсем ясно, каким образом объединения верующих смогут подтвердить свои права на собственность, после того как Советы различным образом и иногда без всяких документов эту собственность у них забрали.
Конечно, в интересах государственной власти –удовлетворить, по крайней мере, Русскую Православную Церковь. Дело в том, что, вопреки официальным утверждениям, Россия продолжает сталкиваться с серьезными экономическими проблемами, который очень легко могут стать причиной возникновения социального недовольства. Положение в стране более нестабильно, чем это может показаться со стороны. Поэтому может быть полезно, если Патриарх Кирилл – как он уже сделал это в своем новогоднем обращении – будет говорить о проблемах, с которыми сталкивается Россия, однако одновременно он заверит верующих в том, что государство сделало все, что было в его силах, и надо быть ему за это благодарным. Подобного рода благословенные речи могут оказаться для государства во время кризиса жизненно необходимыми. Согласие по вопросу о собственности может существенным образом укрепить узы, связывающие государство и церковь.