Правительство Йемена усилило меры безопасности вокруг энергетических объектов после того, как объявило войну боевикам Аль-Каиды. Источники Stratfor говорят, что власти в Сане ведут переговоры с Вашингтоном о передаче радикального исламиста, якобы связанного и с перестрелкой на базе Форт-Худ, и с попыткой теракта в самолете на Рождество.
Все это свидетельствует о стремительно меняющейся позиции по отношению к Аль-Каиде в Йемене.
Камран Бохари (Kamran Bokhari), аналитик Stratfor по Ближнему Востоку: Внутри Йемена есть элементы, которые не просто угрожают интересам Запада в стране, но и имеют отношение к атакам на большом расстоянии – в США.
Вы смотрите Dispatch, меня зовут Марла Дайал.
С тех пор как Аль-Каида на Аравийском полуострове взяла на себя ответственность за попытку рождественского теракта в самолете, Йемен испытывает усиление давления со стороны Запада. Американские лидеры пообещали финансовую и организационную поддержку йеменскому правительству и заявили, что не планируют размещать американские войска для охоты на боевиков Аль-Каиды.
Однако внутри Йемена доверие к обещаниям Вашингтона иссякает. На прошлой неделе порядка 150 религиозных лидеров вынесли фетву против присутствия иностранных войск.
Камран Бохари, аналитик Stratfor по Ближнему Востоку: Эта фетва – объединение политических, племенных и религиозных принципов. Это сигнал, телеграфирование Соединенным Штатам: “Если вы решите прийти, вы лишь ухудшите положение дел”.
А дела у правительства сейчас и правда обстоят не очень. На настоящий момент властям в Сане угрожают как минимум три серьезных вызова. Шииты хути на севере, которые требуют большей автономии, сепаратистское движение на юге, плюс Аль-Каида - она, как многие опасаются, расцветает в Йемене, самом бедном из арабских государств.
Камран Бохари, аналитик Stratfor по Ближнему Востоку: Президент Али Абдулла Салех и его правительство не способны справиться с Аль-Каидой в одиночку. Предположим, что нет конфликта на юге, нет повстанцев хути. У Аль-Каиды существуют сложные и крепкие связи как внутри государственной структуры, так и в самом обществе. Это удерживает правительство от принятия жестких мер против них.
Однако военное вмешательство США – это последнее, к чему стремятся как американские, так и йеменские лидеры. Есть ли какое-то другое решение для региона?
Камран Бохари, аналитик Stratfor по Ближнему Востоку: Нам предстоит узнать, насколько много усилий будет приложено со стороны Саудовской Аравии и государств-членов Совета по сотрудничеству стран Персидского залива – в том, что касается финансовой и политической поддержки. Потому что это в их интересах – сделать так, чтобы южная оконечность Аравийского полуострова, их задний двор, не превратилась в проблему. В конечном итоге арабские государства Персидского залива, богатые нефтью, просто хотят производить экспортную нефть, так что если Йемен им в этом помешает, им придется что-то предпринять. Вопрос в том, что они могут сделать и когда?