Должны ли польские руководители напрашиваться на празднование победы над гитлеровской Германией 9 мая в Москве, рассчитывая, что Россия совершит жест доброй воли в отношении Катыни? Я считаю, что да.
Президент России Дмитрий Медведев не приедет на мероприятия, посвященные 65-ой годовщине освобождения концентрационного лагеря в Освенциме. Он отказался от того, что всегда представляло для Москвы большую важность − от возможности громко напомнить миру о роли, которую сыграл Советский Союз в войне с гитлеровской Германией.
Пять лет назад Владимир Путин, рассорившийся с Александром Квасьневским (Aleksander Kwaśniewski) и лично возмущенный поляками за их поддержку оранжевой революции на Украине, преодолел себя и все-таки приехал в Польшу. То, что российский руководитель не приедет 27 января в Освенцим заметят и запомнят не только в Польше. А ведь сейчас для Москвы очень важно, чтобы празднование 65-ой годовщины победы, которое она организует, удалось как можно лучше. Настолько важно, что в этот раз участвовать в параде на Красной площади были приглашены солдаты НАТО. Перед мавзолеем Владимира Ленина будут маршировать подразделения войск США, Франции и Великобритании.
Кремль также объявил своеобразный кастинг на роль друзей России. Он не будет приглашать глав каких-либо государств на праздничные мероприятия: желающие принять в них участие должны вызваться сами до 1 марта. Как заявил глава канцелярии президента Медведева Владимир Кожин, приехать может каждый за исключением президента Грузии Михаила Саакашвили, которого в Москве не выносят.
Должны ли польские руководители напрашиваться на московские празднования, рассчитывая на то, что Россия совершит жест доброй воли? Я считаю, что да. В марте и апреле мы будем отмечать 70-ю годовщину катынского преступления. Если президент или премьер России проявят хотя бы немного доброй воли и дальновидности, эта дата может положить конец спору о самой трагической странице нашей совместной истории. Если бы Медведев или Путин приехали в Катынь даже не столько приносить извинения, сколько просто сказать над могилами убитых, что они пали невинной жертвой тех же самых преступников, которые погубили стольких россиян, это уже был бы перелом.
Однако если вместо примирительного жеста со стороны России в марте или апреле мы столкнемся с афронтом, ехать в Москву не следует. Никакого риска, ведь в Москве праздничные мероприятия состоятся позже.