Президент Махмуд Ахмадинежад намекнул в воскресенье на то, что Тегеран будет самостоятельно продолжать обогащение урана до более высокого уровня, если Запад откажется от поэтапного обмена ядерным топливом, и пообещал иранцам сообщить в ближайшем будущем «радостную» новость.
Ахмадинежад заявил, что Иран сделает заявление относительно обогащения урана до 20-процентного уровня на следующей неделе, когда в этом государстве будет отмечаться 31-я годовщина исламской революции, свергнувшей шаха, пользовавшегося поддержкой Соединенных Штатов.
«Иран предоставил шанс западным странам», - заявил он в ответ на вопрос репортеров относительно конечного срока, установленного Ираном для мировых держав в связи с вызывающей полемику сделкой по ядерному топливу. Эти слова Ахмадинежада приводит информационное агентство Fars.
«Поэтому в первые десять дней февраля (с 1 по 11 февраля) мы объявим о хороших новостях относительно производства 20-процентного обогащенного топлива в нашей стране», - заявил он, имея в виду период времени исламской революции 1979 года.
«Это настолько приятная новость, что она обрадует всех иранцев, а также всех миролюбивых людей в мире. Это новость связана с научными достижениями Ирана», - цитирует агентство Fars слова Ахмадинежада.
Наблюдательный орган ООН сделал Ирану предложение, в соответствии с которым большая часть низкообогащенного 3,5-процентного урана должна направляться в Россию и Францию одной партией для последующего обогащения до 20 процентов и возвращения его в Иран для использования в исследовательском реакторе в Тегеране.
Обогащенный до 20 процентов уран используется как топливо для ядерных реакторов, и Ирану он необходим для работ, выполняемых под международным контролем на установке в Тегеране.
Однако иранские официальные лица выступили со своим предложением относительно поэтапного обмена топливом, а министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки (Manouchehr Mottaki) установил предельный срок до конца января для того, чтобы Запад смог принять этот план Ирана.
Возглавляемые Вашингтоном мировые державы выступают против того, чтобы Иран проводил работы по обогащению урана, поскольку он также может использовать его для создания главных компонентов атомной бомбы.
Запад подозревает Иран в том, что он хочет заниматься обогащением урана - несмотря на три набора санкций ООН – для того, чтобы иметь возможность производить ядерное оружие. Тегеран заявляет, что единственной целью его ядерной программы является производство электроэнергии.
Западные страны дали понять, что Иран, по сути дела, отверг подготовленные при посредничестве ООН предложения, сделанные в Вене на переговорах, проходивших в штаб-квартире Международного энергетического агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) – контрольного органа ООН.
Однако Моттаки настаивает на том, что Иран не отверг «основное положение» сделки по поводу ядерного топлива.
Государственный секретарь США Хилари Клинтон на фоне растущего международного недовольства в связи с Ираном особо подчеркнула, что Вашингтон не удастся «взять измором» и он «не отступит от своей позиции» в связи с нежеланием Ирана выполнять условия соглашения.
По сообщению информационное агентства ISNA, главный переговорщик Ирана по ядерным вопросам Саид Джалили (Saeed Jalili) отправляется во вторник в Москву для проведения переговоров с российским президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным.
Москва уже в течение длительного периода времени является партнером Ирана в области ядерной энергии. Россия также построила первую иранскую атомную электростанцию в расположенном на юге страны портовом городе Бушере (Bushehr), однако она пока еще не введена в эксплуатацию.
В четверг на прошлой неделе глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что атомная электростанция в Бушере начнет свою работу в этом году.
«Все работы идут по плану. Проведены успешные испытания. В этом году атомная электростанция в Бушере будет введена в эксплуатацию», - заявил он, и его слова приводит информационное агентство "Интерфакс".
В последние несколько месяцев Медведев дал понять, что Москва может поддержать введение новых санкций против Ирана в связи с его вызывающей полемику ядерной программой.
Ранее на прошлой неделе министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что он выражает «сожаление» в связи с отказом Ирана принять разработанный при посредничестве ООН план относительно ядерного топлива.
От также отметил, что Совет Безопасности ООН имеет возможность «изучить дополнительные меры в отношении Ирана», однако он открыто не выступил в поддержку новых санкций.
«Если мы будем действовать по логике наказания Ирана…, то это не будет трезвый подход», - подчеркнул он.
Влиятельный иранский парламентарий Голямали Хаддад Адель (Gholam Ali Haddad Adel), имеющий тесные связи с верховным лидером аятоллой Али Хаменеи (Ali Khamenei), подтвердил в пятницу, что Тегеран не откажется от своего права на использование ядерных технологий.
«Западу нет смысла оказывать на нас давление, … и если он введет новые санкции, то и в этом случае иранское государство не откажется от своих (ядерных) прав», - заявил Хаддад Адель. Сообщение об этом заявлении было передано по государственному иранскому телевидению.