В своем первом выступлении в Совете Безопасности ООН президент США Барак Обама призвал его членов задуматься над последствиями взрыва одной-единственной ядерной бомбы. Он сказал: "Всего один взрыв ядерного боеприпаса в каком-нибудь городе – будь-то Нью-Йорк или Москва, Токио или Пекин, Лондон или Париж – может привести к гибели сотен тысяч людей". Последствия, отметил президент, "дестабилизируют нашу экономику, нашу безопасность и даже наш образ жизни".
До 11 сентября 2001 года, когда был нанесен удар по Всемирному торговому центру и Пентагону, кто мог себе представить, что террористы совершат нападение на территории США, уничтожив больше американских граждан, чем Япония во время атаки на Перл-Харбор? Тогдашний госсекретарь Кондолиза Райс, давая показания комиссии по расследованию терактов 11 сентября, заявила: "Никто тогда и представить себе не мог, что они захватят самолет, нанесут с его помощью удар по Пентагону … по Всемирному торговому центру, используя самолеты в качестве ракет". Для большинства американцев мысль о том, что международные террористы успешно осуществят нападение у них в стране, уничтожив тысячи граждан США, была не просто неправдоподобной. Она была невообразимой.
Однако сейчас стало очевидно, что суждения о "мыслимом" и "вообразимом" это лишь предположения нашего разума, а не объективная реальность.
Насколько невероятной была масштабная атака террористов на Америку до 11 сентября? За предыдущее десятилетие, когда "Аль-Каида" в 1993 году нанесла свой удар по Всемирному торговому центру, в 1998-м – по американским посольствам в Кении и Танзании, а в 2000-м по американскому боевому кораблю "Коул", в совокупности погибли почти 250, а ранения получили около 6000 человек. Более того, эта организация активно занималась подготовкой тысяч боевиков в лагерях Афганистана для проведения террористических операций в будущем.
Думая о тех рисках, которые грозят нам сегодня, мы должны поразмышлять о главном выводе двухпартийной комиссии, расследовавшей обстоятельства той катастрофы 11 сентября. Согласно этому выводу, главным провалом американской системы национальной безопасности в преддверии 11 сентября 2001 года был "недостаток воображения". Если свести к простому предложению очередной вопрос, то он прозвучит так: есть ли опасность, что мы точно так же не сумеем представить себе ядерное 11 сентября? После недавней попытки теракта на борту рейса 253 Northwest Airlines этот вопрос приобретает особую актуальность.
Мысль о том, что террористы могут успешно взорвать ядерную бомбу в одном из городов Америки, уничтожив сотни тысяч человек, кажется непостижимой. Такой неотъемлемый скептицизм основан на трех глубоко укоренившихся допущениях. Первое: никто всерьез не может планировать уничтожение сотен тысяч людей в ходе одного-единственного нападения. Второе: лишь государства способны осуществлять массовое уничтожение; негосударственные игроки не в состоянии создавать и применять ядерное оружие. Третье: террористы не смогут доставить ядерную бомбу к цели в американском городе. Короче говоря, все эти допущения приводят к следующему выводу: невообразимо.
Почему же тогда Обама называет ядерный терроризм "самой значимой угрозой национальной безопасности, с которой мы сталкиваемся" и "угрозой, которая по своей серьёзности стоит выше всех остальных"? Почему те, кто в последние годы несет груз ответственности за национальную безопасность США, в один голос заявляют, что это серьезнейшая и реально присутствующая опасность? По оценке бывшего директора ЦРУ Джорджа Тенета (George Tenet), "главная угроза – ядерная. Я убежден, что именно в этом направлении намерены решительно действовать Усама бен Ладен и его агенты". Когда министру обороны Роберту Гейтсу задали вопрос, что не дает ему уснуть по ночам, он ответил: "Мысль о том, что какой-нибудь террорист получит в свои руки оружие массового уничтожения, особенно ядерное".
Те лидеры, которые пришли к выводу о подлинности угрозы ядерного террористического нападения, знают о допущениях и предположениях своих критиков. Но они изучают свидетельства и улики, значительную часть которых ценой кропотливых усилий собрал бывший руководитель подразделения ЦРУ по борьбе с терроризмом и оружием массового уничтожения Рольф Моватт-Ларсен (Rolf Mowatt-Larssen), и которые в основном хранятся под грифом "секретно". Если говорить конкретно, то кто может быть серьезно заинтересован в убийстве сотен тысяч американцев? Усама бен Ладен, заявивший о своем намерении убить "4 миллиона американцев, в том числе, 2 миллиона детей". Когда Тенет после событий 11 сентября прилетел в Исламабад, чтобы встретиться с президентом Пакистана Первезом Мушаррафом, тот был твердо уверен, что "люди из пещер не смогут это сделать", даже если сильно захотят. Когда Тенет (при помощи Моватта-Ларсена) шаг за шагом начал предъявлять ему доказательства, Мушарраф понял, что эти люди в состоянии осуществить такой теракт. Террористы могут привезти бомбу в Соединенные Штаты – для этого им достаточно пойти тем же путем, каким в прошлом году через границы США в страну незаконно попало 275 тонн наркотиков и 3 миллиона человек.
В 2007 году Конгресс создал новую комиссию, занимающуюся вопросами терроризма с применением оружия массового уничтожения. Эта двухпартийная комиссия по предотвращению распространения оружия массового уничтожения и терроризма в декабре 2008 года представила свой отчет в Конгресс и в администрацию Обамы. Вот единодушное заключение комиссии: "Велика вероятность, что к концу 2013 года где-то в мире в ходе террористического нападения будет применено оружие массового уничтожения".
Сталкиваясь с возможностью американской Хиросимы, многие американцы впадают в паралич, опровергая все и вся или страдая от фатализма. Раз этого не произошло, значит, не произойдет никогда. Или: чему быть того не миновать, и мы здесь ничего не можем поделать. Оба утверждения ошибочны. Обратный отсчет времени до ядерного 11 сентября можно остановить. Но для этого нужно реальное признание существующей угрозы, четкая программа действий, а также непреклонная решимость довести ее до конца.