Представители китайского правительства и Далай-ламы возобновляют диалог. Еще пару дней назад многие были уверены в том, что это невозможно. Однако уже во вторник, спустя день после сделанного объявления, в Китай прибыли оба представителя правительства Тибета в изгнании.
Вместе с тем, эта новость была встречена во всем мире с определенным скепсисом. Почему эти переговоры именно теперь должны стать более продуктивными, чем это было в ходе предыдущих восьми раундов? В Вашингтоне пресс-секретарь государственного секретаря, тем не менее, выразил надежду на то, что переговоры, которые продлятся до начала февраля, принесут позитивные результаты. Возобновление диалога – это, в конечном итоге, и есть то, чего все время требовали от Китая администрация США, а также правительства европейских государств.
В ноябре прошлого года в Пекине на этом настаивал и президент США Барак Обама. «Соединенные Штаты поддерживают усилия, направленные на скорейшее возобновление диалога» - так было указано в совместном заявлении. Издающаяся в Гонконге газета South China Morning Post, ссылаясь на полученную от конфиденциального источника информацию, сообщает о том, что Обама еще во время визита был осведомлен о запланированном возобновлении переговоров.
Так ли заинтересован Пекин в достижении соглашения?
Контакты были прерваны почти 15 месяцев назад, после того как китайцы отклонили все требования тибетских представителей об автономии. Тогда каждый из участников переговоров возложила ответственность за их срыв на противоположную сторону. Официальный представитель министерства иностранных дел в Пекине выразил надежду на то, что Далай-лама по достоинству сможет оценить предоставленную возможность. Однако многие находящиеся в изгнании тибетцы выражают сомнения относительно того, что правительство в Пекине действительно придает большое значение достижению соглашения. Они надеются, что на этот раз китайская сторона будет заинтересована в проведении продуктивного диалога, сообщила международная организация International Campaign for Tibet.
Представители этой организации, принимая во внимание время, выбранное для проведения переговоров, полагают, что Пекин будет стремиться, насколько возможно, решить проблему Тибета. Дело в том, что китайское руководство как раз недавно представило новый план развития для Тибета. На прошлой неделе ведущие члены политбюро Коммунистической партии Китая провели в Пекине рабочую конференцию по Тибету, что происходит нечасто. Эта конференция была первой с 2001 года и пятой за всю историю существования Китайской Народной Республики. Председатель КНР Ху Цзиньтао подчеркнул при этом значение Тибета для безопасности страны.
В соответствии с этим планом, будут предприняты меры экономического характера для того, чтобы повысить уровень жизни людей в Тибете, а также добиться единства этнических групп и стабильности. К 2020 году доходы тибетских крестьян и пастухов должны быть доведены до среднего уровня по стране. Эти группы населения ничего не получили от отмечающихся уже на протяжении многих лет двузначных темпов экономического роста в Тибете.
Отход от прежней политики, которую Ху Цзиньтао охарактеризовал как «абсолютно корректную», в объявленных планах не значится. Пекин уже давно рассматривал экономическое развитие как ключевой вопрос политики в отношении Тибета. Критики считают, что предпринятые меры по экономическому развитию пошли на пользу только недавним переселенцам в этом регионе. Все это усилило давление, стимулирующее переезд в Тибет людей из других провинций Китая.
Кроме того, власти Китая усиливают свой контроль над горной частью Тибета, а также над буддийскими монастырями. Так, например, недавно бывший губернатор Тибета был заменен, и на его место был назначен новый чиновник, который, по имеющимся данным, является сторонником жесткой линии. За последние несколько недель многие жители Тибета были приговорены к длительным срокам тюремного заключения. В сообщении, распространенном во вторник организацией Free Tibet, говорится, что в настоящий момент происходит существенное ужесточение политики в Тибете. Таким образом, отмечается в документе, ставится под сомнение серьезность намерений правительства Китая и его позиции на предстоящих переговорах.