Россия по-прежнему считает Иран значимым покупателем своих вооружений, заявил в четверг высокопоставленный чиновник. Эти слова можно рассматривать как ободряющее послание Тегерану, в противовес недавним заявлениям о том, что Москва может поддержать более жесткие санкции Запада.
Глава «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин заявил, что не существует международных соглашений, запрещающих России продавать оружие Тегерану. Это заявление стало еще одним шагом в тонкой дипломатической игре, которую ведет Москва, надеясь сохранить хорошие связи с Тегераном, не раздражая при этом Запад.
В 2007 году Россия подписала контракт о продаже Ирану мощных систем противовоздушной обороны С-300, однако до сих пор ни одной так и не поставила. О причинах отсрочки не сообщается, но Израиль и Соединенные Штаты решительно выступали против продажи Ирану ракет дальнего действия, которые способны значительно усилить потенциал противовоздушной обороны страны.
Исайкин уклонился от ответа на вопрос о том, когда Россия выполнит условия этого контракта и выполнит ли вообще, однако подчеркнул право Москвы на продажу Ирану оружия.
«Нет никаких официальных запретов, которые могли бы предотвратить поставку любых вооружений в Иран», - заявил он на пресс-конференции, добавив, что российская торговля оружием с Ираном не подчиняется действующим санкциям ООН.
Администрация Обамы готовится распространить предложения о введении новых, более жестких санкций против Ирана, которые будут направлены против Стражей Исламской революции, а также на иранские финансовые институты, - заявили представители американского правительства.
Замечания Исайкина прозвучали после того, как в среду министр иностранных дел России Сергей Лавров продемонстрировал осторожную поддержку возможных новых санкций после переговоров с госсекретарем США Хиллари Клинтон.
Замечания Лаврова отличаются от предыдущих российских заявлений, выражавших оппозицию любым новым санкциям против важного экономического партнера России. В течение многих лет Россия строила первую иранскую АЭС. Ее запуск постоянно откладывался, а сейчас назначен на некое неопределенное время в начале этого года.
Россия также поставила Ирану некоторые вооружения и запчасти для военной техники советских времен, хотя ничто из поставленного не может сравниться с мощью С-300.
Во взаимоотношениях с Ираном Россия уже многие годы ходит по краю. Она является одной из шести держав, стремящихся не позволить Ирану разработать атомную бомбу. Однако она также пытается сохранить дружеские связи с Ираном, региональной державой поблизости от уязвимой южной границы России. Москва особенно оценила отказ Тегерана поддержать исламских мятежников в Чечне и других российских провинциях беспокойного Северного Кавказа.