Во время прошлогоднего саммита "двадцатки" в Питтсбурге американский президент Барак Обама сказал, что для избавления мира от экономического похмелья необходимо решить проблему "глобального финансово-бюджетного дисбаланса". Фраза не для рекламного щита, это точно, но в ее непривлекательности заключен важный геополитический подтекст. Он даст о себе знать в предстоящие месяцы, когда Соединенные Штаты и Китай вопьются друг другу в глотки. Годзилла против Разрушителя. Страшнее не бывает.
Причина того, что один лоббист из Вашингтона назвал "тектоническим сдвигом в отношениях Китая и США", кроется в следующем: в администрации Обамы существует общее мнение, что источником финансового кризиса, слабости экономического подъема, а также главной причиной возможного повторения кризиса является "финансово-бюджетный дисбаланс".
Сторонники такой концепции утверждают, что в эпоху расцвета Lehman Brothers мир был экономически разделен на тех, кто уподобился Китаю, и тех, кто вел себя по-американски. Китайский лагерь как безумный экспортировал свою продукцию, а накопленные валютные резервы направлял на субсидирование потребления в странах, подобных США. А американцы жили за счет дешевых кредитов, импортировали как безумцы, а деньги направляли на раздувание ипотечных "пузырей". Такие дисбалансы ни для кого не секрет. Однако в рыночных условиях образующийся дисбаланс саморегулируется через обменный курс. Однако там, где китайское правительство опережает рынок и целенаправленно занижает курс юаня, результатом становится кризис.
Ученые мужи из Вашингтона говорят, что Соединенные Штаты пришли к следующему выводу: чтобы раз и навсегда устранить Великую рецессию, надо также устранить Великую валютную передрягу. Любимый экономист демократов, нобелевский лауреат Пол Кругман (Paul Krugman) подсчитал, что китайский "меркантилизм" обойдется Америке в ближайшие несколько лет в 1,4 миллиона рабочих мест.
Чтобы США могли больше откладывать, Китай должен меньше экспортировать. Именно это, а не любовь, будет править миром в текущем году.
Раньше Обама не открывал огонь, потому что нуждался в китайском содействии по целому ряду международных проблем. Пекин был менее чем услужлив в иранском и северокорейском вопросе. Он унизил Обаму во время его ноябрьского визита в Китай, хотя тот тоже разозлил многих в США, отказавшись до этого встретиться с Далай-ламой. Близкие к президенту люди говорят, что Обама охарактеризовал атмосферу своей встречи с Ху Цзиньтао как "холодную".
Той последней соломинкой, из-за которой терпение Обамы лопнуло, стал Копенгаген. Соединенные Штаты считают, что у них в отношении климатических изменений все было согласовано с Китаем еще до саммита. Но Пекин оказался ренегатом и "кинул" США. Он ударил Америку ножом в спину, а затем начал сыпать соль на рану. На встречи с Обамой Китай посылал руководителей низкого уровня и сделал все, чтобы американский президент вернулся домой с пустыми руками.
Датские шалости переполнили чашу терпения. Вы помните, что среди демократов много активистов-правозащитников, "зеленых", профсоюзных деятелей, борцов за свободу Тибета и прочих людей, которым не нравится китайское правительство. Их сторонники в Конгрессе воздерживались от активных действий против Пекина лишь по той причине, что администрация Обамы шептала им в уши слова "климатические изменения" и "казначейские векселя".
Копенгаген первое сдерживающее препятствие устранил. Спикер палаты представителей Нэнси Пелоси - это известная "китаененавистница" в американской системе власти. Но в прошлом году во время визита в Китай она вела себя тихо. "Знаете, почему? Потому что вопрос климатических изменений был для нее важнее, - сказал бывший член американской делегации на переговорах по изменениям климата, - а теперь у нее уже нет причин сдерживаться".
Второе сдерживающее препятствие – вопрос о казначейских векселях. Дело в том, что Китаю принадлежит четверть государственного долга США в виде ценных бумаг американского казначейства стоимостью 800 миллиардов долларов. Общепринятая точка зрения сегодня такова: Китай в настоящее время это "банкир США", цепко держащий единственную в мире сверхдержаву за горло.
Это всегда было преувеличением. Сегодня в Вашингтоне бытует мнение, что все это неважно. Если Китай избавится от американских векселей, то он сам себе вонзит нож в сердце, потому что стоимость его активов упадет, и американские потребители станут меньше покупать китайские товары. Однако точнее будет сказать, что мир сегодня купается в деньгах, и покупателей на американские ценные бумаги более чем достаточно. Кругман один из тех, кто называет блефом угрозу насчет казначейских векселей. "Видимо, это приведет к ослаблению доллара по отношению к другим валютам – но это будет хорошо, а не плохо, как для конкурентоспособности США, так и для занятости. Поэтому, если китайцы избавятся от долларов, нам надо будет отправить им благодарственное письмо".
Соединенные Штаты готовят артиллерийский залп по китайской экономике. Число тех политиков, кто стремится сохранить хотя бы стремление Пекина к сотрудничеству, явно идет на убыль. Это ярко проявилось, когда США вводили пошлины на импортные шины и сталь из Китая. Это было очевидно во время недавней размолвки между китайскими властями и компанией Google по поводу цензуры в Интернете. Белый Дом открыто поддержал американскую Интернет-компанию. Вот как объясняет значение такой поддержки вашингтонский лоббист: "Вспомните, что наряду с профсоюзами, Голливудом, еврейской общиной и судебными адвокатами, Силиконовая Долина, и в особенности Google, является одним из финансовых столпов Демократической партии". Китай отвечает соответственно: "Заметьте, что Китай не посылает никого из высокопоставленных представителей на последнюю встречу группы "5+1" по Ирану".
Один руководитель крупной американской транснациональной корпорации заявил, что администрация Обамы предупредила компании страны, чтобы те к апрелю сократили свои инвестиции в Китае. "Вот тогда-то и полетят пух и перья".
Когда людей, близких к администрации Обамы, спросили, станет ли американский президент сдерживать тот импульс силы, который направлен против Китая, они ответили: "Обама считает, что с того момента, как он стал президентом, Пекин только и делает, что бьет его по зубам".