Нет большей опасности среди тех, которые грозят США, чем опасность распространения ядерного оружия. Именно поэтому в апреле прошлого года, находясь в Праге, президент Обама предложил всесторонний план обращения этого процесса вспять и избавления планеты от ядерного оружия во имя наступления мира и спокойствия.
Обама понимает, что добиться конечной цели в краткие сроки не получится. Но, действуя одновременно на нескольких фонтах, мы сможем обеспечить себе безопасное положение, укрепить режим нераспространения на мировой арене и не позволить террористам протянуть руки к незащищённым запасам ядерного материала.
Покуда ядерное оружие требуется для защиты нашей страны и наших союзников, мы будем содержать и обслуживать надёжный, безопасный и эффективный ядерный арсенал. Пражские тезисы нашего президента — это основа деятельности нашей администрации по защите американского народа, и именно поэтому мы решили повысить инвестирование в наш ядерный арсенал и сопутствующие объекты инфраструктуры как в наступающем году, так и в дальнейшем.
Одна из многих проблем, доставшихся нашей администрации в наследство, — это медленное, но неуклонное сокращение трат на наш ядерный арсенал, на связанную с ним инфраструктуру и на содержание нашего высококвалифицированного персонала. Арсенал, инфраструктура и кадры играли важнейшую и постоянно растущую роль на каждом этапе развития нашей атомной отрасли — от старта проекта «Манхэттен» и до наших дней. Когда-то перед ними была поставлена задача — разрабатывать всё более и более мощные виды вооружений. Прошло восемнадцать лет с тех пор, как мы прекратили проводить ядерные испытания, и всё это время перед ними стояла иная задача — поддержание мощи нашего ядерного арсенала.
Почти десять лет наши лаборатории и соответствующая инфраструктура существовала в условиях недофинансирования и недооценки. Последствия этого пренебрежительного отношения, в частности, растущий дефицит квалифицированных специалистов по ядерной физике и инженеров, а также обветшание критически важных объектов, в значительной степени ускользнули от общественного внимания. В прошлом году комитет военно-стратегической доктрины во главе с бывшими министрами обороны Уильямом Перри (William Perry) и Джеймсом Шлезингером (James Schlesinger) предупредил, что наш ядерный комплекс требует пристального внимания. Мы с этим согласны.
Проект бюджета, который будет представлен конгрессу в понедельник, предусматривает как обращение сложившейся тенденции вспять, так и выполнение изложенных президентом тезисов, связанных с ядерной безопасностью. Те самые специалисты по ядерной физике, которые обслуживают наш арсенал, вносят важнейший вклад в обеспечение безопасности наших драгоценных ядерных арсеналов в то время, когда не проводятся испытания. Эти люди в ближайшие годы поучаствуют в выполнении поставленной президентом задачи обеспечения безопасности драгоценных ядерных материалов во всём мире, и благодаря им мы сможем отслеживать и пресекать маршруты незаконного оборота ядерных вооружений, следить за ходом разоружений и разработать на будущее передовые технологии обеспечения нашей безопасности и благополучия.
Для достижения всего этого наш проект бюджета предусматривает выделение семи миллиардов долларов на обслуживание нашего ядерного арсенала и всего сопутствующего комплекса, а также связанных с этим видов деятельности. В этом году мы выделяем на 600 миллионов больше, чем сумма, одобренная конгрессом в прошлом году. А в ближайшие пять лет мы намерены повысить финансирование этих важнейших видов деятельности ещё на пять миллиардов и даже больше. Даже сейчас, когда вопросы, связанные с бюджетом, особенно сложно решать, некоторые вложения просто необходимо делать ради нашей же безопасности. И мы всецело готовы работать с конгрессом, чтобы добиться одобрения этих бюджетных мер.
Вышеуказанные инвестиции давно пора было сделать. У нас появятся новые возможности набирать, обучать и сохранять квалифицированные кадры, необходимые для обслуживания нашего ядерного арсенала. Мы сможем поддержать учёных в лабораториях, в этих национальных сокровищах, которые мы обязаны хранить — и мы будем хранить их. Многие наши объекты существуют со времён второй мировой войны, а учитывая опасность, которую они представляют в плане безопасности и экологии, их больше нельзя поддерживать. С усиленным финансированием мы сможем много сэкономить на безопасности и сопутствующих расходах в будущем. Также мы сможем закрыть те производства, которые нам больше не нужны, и успешно демонтировать их.
Наши шаги, связанные с расходной статьёй бюджета, — лишь одна из тесно связанных друг с другом и не в меньшей степени важных инициатив, призванных воплотить в жизнь пражские тезисы нашего президента. Среди прочих инициатив — подписание нового договора о сокращении стратегических вооружений с Россией, выпуск обзора ядерной доктрины к 1 марта, саммит по ядерной безопасности в апреле, а также ратификация и вступление в силу договора о полном запрете ядерных испытаний.
С помощью этих инициатив мы стремимся укрепить существующий межпартийный консенсус о том, как наилучшим образом обеспечить безопасность нашей страны. Благодаря этим шагам будет укреплён режим нераспространения ядерного оружия, жизненно необходимый в силу того, что необходимо призывать к ответственности такие страны, как Северная Корея и Иран, когда они нарушают правила, а также не допускать, чтобы другие страны пытались нарушать их.
В подтверждение существования этого межпартийного консенсуса сенатор Джон Маккейн вместе с президентом высказался в поддержку освобождения мира от ядерного оружия — эту цель поставил ещё президент Роналд Рейган, сказавший в 1984 году, что подобное оружие должно быть «стёрто с лица Земли». Этот консенсус сформировался по вдохновению четырёх величайших государственных деятелей нашей страны — Генри Киссинджера, Уильяма Перри, Сэма Нанна (Sam Nunn) и Джорджа Шульца (George P. Shultz).
Отдельные критически настроенные наблюдатели могут выступить против того, чтобы ограничивать собственную деятельность в области ядерных вооружений каким бы то ни было образом. Другие скажут, что содержание мощного арсенала как средства сдерживания противоречит нашей же программе нераспространения. Но на прошлой неделе на страницах этого же издания эти четыре великих лидера убедительно доказали, что «поддержка высокого уровня уверенности в нашем ядерном арсенале крайне важно, так как его численность сокращается. К тому же это согласуется с позицией правительства США по поставленным целям обеспечения нераспространения, снижения рисков и разоружения».
Подобная общая для всех готовность к действиям идёт на пользу нашей безопасности. Ни одна страна не сможет обеспечить собственной безопасности, разоружившись в одностороннем порядке, но до тех пор, покуда ядерное оружие существует, все страны вечно будут находиться на грани уничтожения. Как заявил в Праге наш президент Обама, «Мы не можем преуспеть в нашем деле в одиночку, но мы можем начать его и возглавить».