Со страниц европейских газет уже вторую неделю не сходит критика «незаметного присутствия» европейцев на Гаити. Жалуются евродепутаты, иногда экс-министры иностранных дел и аналитики главных западных газет. Суть недовольства в следующем: главную роль вновь играют американцы, что только доказывает, что Европа (опять) дала осечку, хотя у нее теперь новый общий «министр иностранных дел» Кэтрин Эштон. То есть Эштон допустила промах сразу, в самом начале своей карьеры. Давайте все разберем.
Нельзя не заметить, что главные залпы идут из Франции. Французские политики жалуются, что США «завладели Гаити» и упрекают баронессу Эштон в том, что она не поехала в Порт-о-Пренс, чтобы там, образно говоря, развернуть синий флаг с желтыми звездами. Французы видят в этом «некомпетентность» женщины, выдвинутой Британией на один из главных постов ЕС.
Почему именно французов так раздражает присутствие американцев в Гаити? На это есть целый ряд причин, но основные причины ясны как день: а) Гаити - бывшая французская колония, б) у французов всегда аллергия на какое-либо превосходство США на международной арене, в) символам и пафосу в дипломатии они придают гораздо большее значение, чем многие другие европейцы. Впрочем, здесь французы похожи на американцев: телевизионный кадр со спасенным ребенком на руках у американского солдата действует как удар электрическим током на публику в США, так же телевидение подействовало и на французов, когда в 2008 году они наблюдали за тем, как их президент помчался в Москву, чтобы там прекратить войну в Грузии, но содержание, стоявшее за этим телевизионным кадром, было не таким значительным.
Франции ничто не мешало подоспеть первой и оказать гаитянам существенную помощь. Она так не сделала, и это было ее решение. Конечно, на это были абсолютно объективные причины, например географическая удаленность, но кидать «Европе» обвинения в европейском «неприсутствии» после этого нечестно. Если бы Франция сама решила послать на Гаити всех своих пожарных и все имеющиеся в стране экскаваторы, остальная «Европа» не смогла бы ей в этом помешать.
Возвращаясь к разговору о «неприсутствии». Недавно на встрече с европейскими министрами по вопросам гуманитарной помощи Кэтрин Эштон предостерегла от поспешных поездок на Гаити, потому что аэропорт в Порт-о-Пренсе все еще перегружен. Она приняла решение не лететь, иначе ее вклад на месте был бы «нулевым, за исключением того, что она отняла бы пространство и время для посадки невероятно важных делегаций».
Она права. Прежде всего, Гаити сейчас требуется хорошее руководство на месте, а этого двухдневные визиты европейских политиков, пусть даже французских, не дадут.