Иран в очередной раз показал, что мастерски умеет играть на время. Прошло полгода с тех пор, как Вашингтон и его партнёры выступили с очередной дипломатической инициативой, а Тегеран так и не проявил никакого интереса к разрешению спора вокруг его атомного проекта. Настало время для президента Обамы и прочих лидеров усилить свою деятельность по введению новых, более строгих санкций.
Обама, предложивший Ирану новую схему отношений, поставил правительству этой страны срок до конца 2009 года, до истечения которого от него требовалось сесть за стол переговоров. В своём обращении, опубликованном на этой неделе, Обама предупредил лидеров Ирана, что им грозят «всё более серьёзные последствия», если они и в дальнейшем будут игнорировать данные ими обязательства.
Спустя четыре года после того, как Совет безопасности ООН впервые потребовал от Ирана прекратить обогащать уран (с целью превращения его в начинку для ядерной бомбы), в распоряжении Тегеран оказались уже тысячи работающих центрифуг. Вашингтон планирует начать работу над новой резолюцией о введении санкций — за четыре года это будет уже четвёртая.
Великобритания, Франция и Германия разделяют беспокойство Обамы. Россия и Китай, имеющий право вето в Совете безопасности и поддерживающие тесные экономические связи с Ираном, ранее настаивали на том, чтобы штрафные санкции в его отношении были смягчены. Из-за этого Совбез стал производить впечатление бессилия, и Иран с лёгкостью двинулся вперёд. В пятницу, к нашему удовольствию, государственный секретарь Хилари Клинтон во всеуслышание предупредила кажущийся непоколебимым Китай, что в случае отказа поддержать новые санкции ему грозит дипломатическая изоляция.
Прошлой осенью выяснилось, что Иран скрывал на своей территории ещё одно незаконное обогатительное предприятие, и ведущие державы мира предложили Тегерану разумную промежуточную сделку: Иран допускает международных инспекторов на все свои атомные объекты и отправляет большую часть имеющегося у него низкообогащённого урана за границу с целью превращения его в топливо для реактора, применяемого в научных целях. Это не решило бы проблемы, зато появилось бы больше времени на переговоры. Один иранский дипломат среднего ранга, казалось, выразил согласие, но высшие по отношению к нему инстанции отказались, и с тех пор ничего не менялось.
Для Ирана настали сложные времена. В июне прошлого года разгорелись яростные политические баталии вокруг прошедших с нарушениями президентских выборов, и государство жестоко подавило оппозицию, устроив даже несколько казней по политическим мотивам. Новые санкции ООН необходимо сформулировать очень точно, чтобы они причиняли максимум ущерба тем, кто осуществляет репрессии, в первую очередь корпусу стражей исламской революции, который также занимается атомным проектом, но не причинял иранскому народу дополнительных страданий. Этот бином Ньютона придётся как-то решать, в то же время оставив открытой дверь для переговоров.
Если Совет безопасности не сработает оперативно, то США и Европе придётся оказывать на Иран давление самим. В четверг сенат одобрил законопроект о штрафовании фирм за продажу бензина Ирану и за вложения в его нефтеперерабатывающую отрасль. Через палату представителей подобная версия уже прошла. В какой-то момент это может стать насущной необходимостью, но конкретно сейчас мы беспокоимся, что подобный подход может повредить слишком большому числу иранцев, не связанных с правительством.
Отдельные эксперты утверждает, что правительство Ирана настолько ослаблено, что США должны отказаться от сделанных предложений по улучшению отношений и сосредоточить усилия на смене режима. Никто пока не предложил убедительного плана по достижению этого, но начало боевых действий может привести к катастрофе. Как мы уже убедились на примере Ирака, разговоры о смене режима могут стать началом опасной, непредсказуемой игры.
Конечно, Иран уже называет свою внутреннюю оппозицию инструментом воздействия Запада. Это — абсурд. Президент Обама должен активнее высказываться в поддержку иранцев, стремящихся совершить перемены мирным путём. Но также США и их партнёры должны хорошо осознавать, насколько горды и независимы иранцы. Решить эту бином Ньютона будет крайне сложно, но сделать это нужно.
Центрифуги-то крутятся.