Грандиозные планы НАСА по возвращению на Луну, построенные на замыслах президента Джорджа Буша о новом амбициозном этапе покорения космоса, вот-вот исчезнут без следа и без возражений. С опубликованием в понедельник проекта бюджета, представленного президентом Обамой, НАСА, наконец, получит от новой администрации приказ на наступление. Но о полетах на Луну в этом приказе не будет сказано ничего.
Бюджетные цифры показывают, что администрация, по сути дела, намеревается уничтожить программу "Созвездие" (Constellation), в рамках которой к 2020 году планировалось вернуться на Луну. Бюджетные ассигнования на предстоящий год, немного превышающие ныншнюю сумму в 18,7 миллиарда долларов, также прозвучат похоронным звоном по ракете "Арес-1", которой НАСА планировало заменить космические челноки. Агентство потратило миллиарды на ее разработку, однако до первого пилотируемого полета ракеты надо еще ждать долгие годы.
Пока не ясно, согласится ли Конгресс с той сменой курса, которую запланировал Обама. Осведомленные люди из космической отрасли прогнозируют ожесточенную борьбу конгрессменов. Первая реакция на сообщения СМИ о проекте бюджета выражалась в воплях протеста со стороны законодателей от тех округов, которые могут больше всего пострадать из-за резких изменений стратегии.
Бюджетные предложения Обамы, как сообщил в субботу на брифинге представитель администрации, предусматривают выделение дополнительно 6 миллиардов долларов за пять лет на создание коммерческого космического корабля, который будет возить астронавтов на околоземную орбиту. Коммерческие перевозки экипажей представляют собой радикальное изменение подходов НАСА к своей работе. Если раньше космическое агентство являлось владельцем и хозяином корабля, контролируя каждый болт и каждую гайку в его конструкции, то теперь летательные аппараты будут проектировать и строить частные компании, а НАСА станет заглядывать им через плечо.
Бывший руководитель НАСА Майкл Гриффин (Michael Griffin), отстаивавший программу "Созвездие", считает бюджет Обамы настоящей катастрофой для пилотируемых космических полетов.
"По сути дела, это означает, что Соединенные Штаты отказываются играть значимую роль в полётах человека в космос на все обозримое будущее. Тот путь, на который они ступили со своим бюджетом, это путь в никуда", - заявил Гриффин в преддверии прозвучавшего в понедельник заявления.
По словам Гриффина, хотя он выступал за выделение стартового капитала для коммерческих грузовых полетов в космос, на его взгляд, коммерческие фирмы, такие как SpaceX и Orbital Sciences, не готовы взять на себя трудную и рискованную работу по доставке на орбиту экипажей астронавтов.
"Когда-то все это будет выглядеть как рядовой рейс на коммерческих авиалиниях, но наступит такое время не скоро, - сказал Гриффин, - это как 20-е годы. Линдберг еще не перелетел через Атлантику, а они уже пытаются продать 747-е "Боинги" компании Pan Am".
Исполнительный директор Федерации коммерческих космических полетов Джон Гедмарк (John Gedmark) заявил, что критики недооценивают зрелость коммерческого сектора.
"Министерство обороны уже давно начало использовать коммерческие ракеты для запуска бесценных военных спутников, от которых зависит жизнь наших солдат. Если Пентагон доверяет частной промышленности, возлагая на нее такую ответственность, то я думаю, что и НАСА может поступить так же", - сказал Гедмарк.
Официальный представитель Белого Дома Ник Шапиро (Nick Shapiro) заявил в воскресенье: "Президент твердо намерен осуществлять эффективную космическую программу 21-го века, и его бюджетные предложения отражают преданность президента НАСА. Это агентство имеет жизненно важное значение не только для космических полетов, но и для ключевых научно-технических достижений. Опыт НАСА крайне важен для создания новых инновационных возможностей, новых предприятий и рабочих мест. И своим бюджетом президент делает шаг в этом направлении".
По оценкам администрации, благодаря новому финансированию коммерческой программы удастся создать до 1700 рабочих мест. Это поможет частично компенсировать потерю 7000 рабочих мест во Флориде, когда в следующем году будут выведены из эксплуатации шаттлы.
Своим бюджетом Обама создает определенный стимул для НАСА, составляющий в денежном выражении более 1 миллиарда долларов в год. Однако это даже близко не дотягивает до тех 3 миллиардов долларов в год, которые, по словам членов президентской комиссии, необходимы для того, что космическое агентство могло осуществить стоящую программу полетов человека в космос. Эта комиссия, которую возглавляет бывший глава авиакосмической корпорации Норман Августин (Norman Augustine), подвергла резкой критике стратегию НАСА, заявив, что денег на программу "Созвездие" выделялось совершенно недостаточно для реализации заявленной цели высадить в 2020 году человека на Луну, особенно с учетом того, что космическую станцию необходимо будет поддерживать в рабочем состоянии.
Эта комиссия поддержала новую стратегию для НАСА, в рамках которой возвращение на Луну станет лишь одним возможным элементом масштабного плана вывода астронавтов за пределы околоземной орбиты. С 1972 года, когда корабль "Аполлон" совершил последнюю высадку на Луну, ни один человек за пределами этой орбиты не бывал.
Официальному заявлению о новом направлении деятельности НАСА предшествовала годичная работа за закрытыми дверями по разработке стратегии. Эта работа завершилась в понедельник серией пресс-конференций, интервью и заявлений по поводу бюджета.