Не удивляйтесь, если Соединенные Штаты Америки и Китай снова возьмут друг друга за грудки, возможно, на сей раз вполне серьезно. Новую вспышку гнева спровоцировала администрация Обамы, сообщившая в пятницу о поставке оружия на Тайвань на сумму 6,4 миллиарда долларов. Для китайских руководителей это самое серьезное оскорбление, поскольку они считают Тайвань частью Китая. Они отреагировали незамедлительно, объявив о введении санкций против неназванных компаний США, участвующих в поставках вооружений. Подобные сцены происходили неоднократно и прежде. Но сейчас все случилось в момент, когда фортуна повернулась к Америке спиной, а перспективы Китая выглядят блистательно. Кроме того, сегодня китайские руководители как никогда прежде самоуверенны, даже самонадеянны в оценках собственной международной мощи, и одновременно очень сильно сомневаются в своей способности надежно контролировать внутреннее политическое и этническое инакомыслие, причем эти сомнения порой доходят до паранойи.
Хватание друг друга за грудки это еще не драка, и до драки дело не дойдет. Но это приведет к дестабилизации и росту нервозности в международных делах, а также к новому и весьма вредному испытанию силы воли великих держав. Можно с уверенностью говорить о том, что такое перетягивание каната заблокирует сотрудничество в деле сдерживания ядерных программ Ирана и Северной Кореи, еще больше усугубит торговые и инвестиционные споры, приведет к росту обвинений в адрес Китая в цензуре Интернета, и вызовет новые трудности. При этом совершенно не ясно, достаточно ли глубоко китайские и американские руководители продумали свои следующие шаги в плане стратегии, и знают ли они, как удержать ситуацию под контролем. И это вызывает наибольшую тревогу.
Тем не менее, администрация все же решила первой нанести удар по Китаю, считая, что он никак не желает оказывать ей содействие.
Предыстория этого является классическим примером дипломатических недомолвок и двусмысленностей, которые помогают сохранять мир и одновременно провоцируют страсти. Когда Вашингтон и Пекин установили двусторонние отношения, они договорились, что существует только один Китай, и что Тайвань это часть Китая. Пекин истолковал это так, что Соединенные Штаты не будут поддерживать независимое от Китая существование Тайваня. Вашингтон никогда не соглашался с такой позицией, придерживаясь точки зрения о том, что если Тайвань и воссоединится с Китаем, то произойти это должно мирным путем. Конгресс в 1979 году узаконил такую политику, приняв решение о том, что Соединенные Штаты будут обеспечивать безопасность Тайваня. Американская администрация продает Тайваню в основном оборонительное оружие, но Пекин каждый раз кричит о нечестной игре. Администрация Буша за восемь лет поставила Тайваню довольно мало оружия.
Подготовленное Обамой соглашение о поставках вооружений, которое представлено в Конгресс и будет рассмотрено после 30-дневного периода ожидания, предусматривает в основном продажу ракет-перехватчиков "Пэтриот", предназначенных для защиты Тайваня от тысячи с чем-то нацеленных на него китайских ракет, вертолетов "Блэк Хок", ракет "Гарпун" наземного и морского базирования, а также оборудования связи для устаревающих тайваньских истребителей F-16. В объем поставки не включили то, что нужно Тайваню больше всего – самолеты F-16 нового поколения и подводные лодки. Ситуация осложняется тем, что новое правительство Тайваня, запросившее это американское оружие, улучшило отношения с Китаем. Он прекратило выступать с прежними угрозами бывших властей Тайбэя о провозглашении независимости от Китая (что могло спровоцировать войну), а также развивает торговлю с материком. Китай сегодня стал для Тайваня крупнейшим экспортным рынком.
Госдепартамент пытается оправдать новую сделку о продаже оружия, которая последовала за длительным периодом относительно мелких поставок, говоря о необходимости обеспечения безопасности в Тайваньском проливе. Пекин называет это "грубым вмешательством во внутренние дела Китая", утверждая, что сделка "ставит под угрозу национальную безопасность страны и наносит ущерб мирным китайским усилиям по воссоединению". Китай хочет, чтобы сделка была аннулирована, и уже предпринял некоторые шаги в этом направлении. Он вполне предсказуемо приостановил военные обмены и визиты высокопоставленных руководителей. Но дело может зайти гораздо дальше, и тогда будет отложен или отменен запланированный на этот год визит председателя КНР в Соединенные Штаты Америки. МИД Китая также заявляет, что введет санкции против неназванных компаний США, участвующих в поставках вооружений. Смысл этого пока не ясен. Вашингтон не продает оружие Китаю с 1989 года, когда китайские власти жестоко расправились с диссидентами на площади Тяньаньмэнь. Но санкции могут нанести ущерб таким компаниям, как Boeing, которая поставляет в Китай коммерческие авиалайнеры.
Китайское руководство известно тем, что не делит отношения на разные категории. Для него существует всего две категории: в основном хорошие отношения и в основном плохие. Такой подход предвещает еще большие трудности в деле получения китайской поддержки по вопросу убеждения Ирана и Северной Кореи или применения более суровых санкций против них. До сегодняшнего дня Китай, по крайней мере, держал двери открытыми для таких дальнейших совместных действий. Теперь он может просигнализировать об обратном, и плохие парни в Тегеране и Пхеньяне обязательно возьмут это себе на заметку и успокоятся.
Американские лидеры также добивались от Пекина более обходительной реакции по целому ряду торговых, финансовых и инвестиционных вопросов. Пекин пока не очень торопится пускать на свой рынок чужаков, чтобы они конкурировали на равных правах с местными компаниями. Вашингтон особенно надеялся на то, что Пекин примет решение о повышении курса своей валюты по отношению к доллару, чтобы американский экспорт стал более конкурентоспособным. Каковы бы ни были перспективы таких изменений до сегодняшнего дня, теперь они наверняка ослабнут. То же самое можно сказать и о надеждах на совместные усилия в борьбе с глобальным потеплением.
Посреди всего этого не следует забывать и о вопросах свободы в Интернете и прав человека, которые уже несколько недель отравляют атмосферу в отношениях между двумя гигантами. Вы помните, что Google обвинил Пекин в атаках на его сети с целью извлечения информации о китайских диссидентах. Эти грязные дела вызвали на прошлой неделе весьма энергичную реакцию со стороны госсекретаря Хиллари Клинтон. Данная проблема затрагивает самые чувствительные струны в американских ценностях и в китайском маниакальном стремлении контролировать внутренних диссидентов. Эти струны зазвучат еще громче в следующем месяце, если президент Обама решит встретиться с Далай-ламой, который олицетворяет собой сопротивление китайской власти над Тибетом. Перед своим визитом в Китай в ноябре Обама от встречи с Далай-ламой отказался.
У Пекина и Вашингтона есть очень веские основания сдерживать такое испытание их силы воли. Прежде всего, это общие экономические интересы. Оба государства, и особенно Соединенные Штаты, превозносят преимущества всестороннего сотрудничества. Но никогда нельзя с уверенностью сказать, куда кривая политики выведет Обаму. Она должна вывести его на путь предотвращения очередной крупной международной проблемы, отвлекающей внимание от наведения порядка в американской экономике. Однако Обама может решить, что нагнетая обстановку в отношениях с Китаем, он сплотит вокруг себя американцев. Представители из администрации Обамы говорят сегодня, что в продаже оружия Тайваню есть особый смысл: подать Пекину сигнал о том, что Вашингтон накажет Китай за его упрямство.
Что касается китайских руководителей, то они тоже хотят сосредоточиться на своей экономике. Однако растущее ощущение собственной значимости в мире, похоже, не знает границ. Возможно, они действительно верят, что смогут заставить Обаму отказаться от продажи оружия Тайваню. Но в этом они очень сильно ошибаются. И в таком случае Пекин сможет превратить эту неприятную сделку, с которой он вполне мог бы примириться, в оправдание международного тупика и конфронтации. Ни американские, ни китайские руководители не представили нам достаточных доказательств того, что они осознают последствия такого развития событий.
Бывший обозреватель New York Times Лесли Гелб занимал в свое время высокие должности в правительстве. Он автор книги "Power Rules: How Common Sense Can Rescue American Foreign Policy" (Правила власти: как здравый смысл может спасти американскую внешнюю политику). Книга посвящена тому, как надо думать об использовании силы и как применять ее в 21-м веке. В настоящее время он является почетным президентом Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations).