Переговорщики от США и России по контролю вооружений пришли к "принципиальному соглашению" о первом за неполные двадцать лет договоре о сокращении ядерного оружия, о чем во вторник сообщили представители администрации и ведомства по контролю вооружений.
Этот договор, который ждут уже давно, приведет к сокращению числа развернутых ядерных зарядов, а также к резкому ограничению количества ракет и бомбардировщиков, которые доставляют их к цели.
Руководитель американской делегации на переговорах Роуз Геттемюллер (Rose Gottemoeller) в понедельник прилетела в Женеву, чтобы помочь с оформлением окончательного текста и приступить к весьма трудному процессу перевода соглашения на язык договоров. Об этом сообщил представитель администрации.
"Может еще проводиться шлифовка и доработка, однако с нашей точки зрения, все вопросы решены", - добавил он.
Согласно новому договору, максимальное количество развернутых единиц ядерного оружия должно быть сокращено с 2200, что предусмотрено соглашением от 1991 года, до 1500 - 1675 с каждой стороны. Однако количество систем доставки ядерного оружия должно быть сокращено радикальнее – с 1600 до 700-800. На самом деле, стороны уже сократили свои ядерные бомбардировщики, подводные лодки и ракеты до уровня ниже 1000 единиц.
Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимболл (Daryl Kimball) (эта неправительственная организация находится в Вашингтоне) заявляет, что данное соглашение является важной вехой. Это первый договор по контролю вооружений, в котором не только ставятся цели по количеству развернутых боезарядов, но и устанавливаются строгие границы с мерами проверки, обеспечивающими удержание сторон в пределах этих границ.
После серии постигших Белый дом внешнеполитических неудач он надеется, что новое соглашение даст президенту Бараку Обаме определенный импульс силы в его действиях по изоляции Ирана и Северной Кореи. Срок, установленный для Ирана в вопросе возобновления переговоров по ядерной проблеме, истек 31 декабря, но никаких последствий пока не видно. Усилия по возобновлению израильско-палестинских мирных переговоров также дают сбои. Но президенту нужен определенный успех накануне намеченного на апрель вашингтонского саммита по проблемам распространения ядерного оружия.
"На нашем саммите по ядерной безопасности в апреле мы сплотим страны вокруг важной цели по обеспечению в течение четырех лет безопасности уязвимых ядерных материалов", - отметил Обама в заявлении, которое было зачитано на парижском саммите инициативы «Глобальный ядерный ноль».
Решающего успеха на переговорах по новому договору о сокращении стратегических вооружений (срок действия старого истек) удалось добиться две недели назад, когда советник по национальной безопасности Джеймс Джонс и председатель объединенного комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен приехали в Москву, чтобы проработать два вопроса по проверкам, обмене данными по испытательным пускам ракет и инспекциям на предприятиях по их производству. Об этом сообщают официальные представители Белого дома.
Договор получил принципиальное одобрение на прошлой неделе во время телефонного разговора Обамы и российского президента Дмитрия Медведева. В соответствии с условиями соглашения, русские будут предоставлять данные о летных испытаниях, против чего они выступали в связи с тем, что разрабатывают более современные баллистические ракеты. Однако, как сообщают знакомые с деталями соглашения представители, мониторинг ключевого российского предприятия по изготовлению баллистических ракет, срок действия которого закончился в 2008 году, возобновлен не будет.
Высокопоставленный российский представитель заявил, что проблемы решаются, и что переговоры подошли к "заключительному этапу". Кремль надеется, что договор удастся согласовать за несколько недель, добавил этот представитель.
Представитель американской администрации предупредил, что на окончательную доработку соглашения может уйти от недели до нескольких месяцев, в зависимости от тех препятствий, которые могут возникнуть. Когда американский и российский президенты заявили в апреле прошлого года о проведении переговоров по контролю вооружений, они назначили крайний срок для их завершения – 5 декабря. Этот срок прошел, и теперь помощники из Белого дома не решаются заявлять о победе.
Однако, как говорит Кимболл, это соглашение проложит путь для более масштабных устремлений Обамы в ядерной области. Когда соглашение будет официально заключено, отмечает он, стороны должны объявить о начале "консультаций" в рамках более амбициозных переговоров по вооружениям. Их итогом должно стать дальнейшее сокращение стратегических ядерных сил и ограничения в развертывании тактических ядерных вооружений.
Администрация также настаивает на ратификации международного договора о запрещении ядерных испытаний, который был заключен в период правления администрации Клинтона. Она хочет, чтобы ратификация прошла до конференции ООН по рассмотрению устаревшего договора о нераспространении ядерного оружия, которая состоится в текущем году. Обама надеется, что те усилия, которые он прилагает совместно с Россией, а также действия по запрету испытаний укрепят его позиции в момент, когда он пытается еще больше изолировать Иран и Северную Корею с их программами по созданию ядерного оружия.
С приближением момента заключения ядерного соглашения американские официальные лица с возрастающим оптимизмом говорят о том, что Россия может поддержать новый пакет экономических санкций против Ирана. Администрация Обамы тесно координирует свои действия по данному вопросу с Москвой. В октябре две страны совместно представили Тегерану предложение об обмене ядерным топливом в попытке снизить напряженность. Однако отказ Ирана от этой сделки вызвал у России недовольство, в связи с чем позиции Кремля и Вашингтона сблизились, говорят американские и российские представители.
Статья написана при участии Грегори Уайта (Gregory l. White) и Джея Соломона (Jay Solomon).