Когда президент Кеннеди в 1962 году заявил: «Мы решили отправиться на Луну… и совершить другие действия не потому, что это легко, а потому, что это трудно», - он имел в виду, что подобное приключение требует решимости и научной изобретательности. Однако с тем же успехом его слова можно было бы отнести к проблемам финансирования.
Конечно, в период экономического упадка со средствами плохо. Теперь, когда, всего через год после триумфального избрания на пост президента, американцы выказывают беспокойство по поводу расточительного обращения их избранника с национальной чековой книжкой, администрации легко усмотреть в программе пилотируемых космических полетов НАСА ненужную роскошь, которую, тщательно оценив предстоящие расходы, она вряд ли имеет право себе позволить. Легко – но это ошибка.
Барак Обама решил отказаться от планов Буша по возвращению американских астронавтов на Луну. Он хочет, чтобы НАСА вместо этого сосредоточило свое внимание на долгосрочных исследованиях и разработках. Но это просчет – финансовый, экономический и политический. Именно этого, наверное, опасался бывший глава НАСА, Майкл Гриффин (Michael Griffin), когда в 2008 году, в 50-летнюю годовщину космического агентства он отметил, что в качестве подарка на день рождения больше всего обрадовался бы «пониманию, что не все, имеющее значение в этом мире, измеряется немедленным поступлением долларов и центов на балансовый счет».
Обнародовав вчера новый бюджет в 3,8 триллиона долларов, Обама признал, что дефицит бюджета в этом году достигнет почти 1,6 триллиона долларов – сумма, от которой у американских избирателей слезы на глаза наворачиваются. Более того, по расчетам Белого дома, дефицит все еще будет достигать одного триллиона долларов к 2020 году: ведь постоянное старение населения вынуждает правительство повышать расходы на здравоохранение и выплату пенсий. Перед лицом такой непростой задачи президенту приходится выбирать между политически легкими решениями о быстро окупаемых сокращениях бюджета и политически проблемным путем формирования бюджета с учетом отдаленных перспектив.
Если США хочет сохранить свое положение лидера в космических гонках, тогда недопустимо позволять программам социальной помощи связывать правительству руки и тормозить долгосрочные вложения. Китай имеет и деньги, и амбиции, чтобы позаботиться о перспективе. Как честолюбивые устремления Кеннеди к Луне были спровоцированы Советским Союзом, запустившим в 1961 году на околоземную орбиту Юрия Гагарина, так сегодня американское честолюбие подстегивает Китай, нацелившийся на звезды. Новая мировая сверхдержава планирует к 2020 году осуществить полет человека на Луну. Индия, с неохотой уступающая Китаю первенство в космическом пространстве, в 2008 году отправила на Луну свой первый беспилотный аппарат. В ближайшие годы планируется запуск на орбиту индийского астронавта.
Китайская гордость неравнодушна к тому, какой отзвук могла бы вызвать победа их страны в лунном состязании с Америкой. Когда Буш лелеял планы о возвращении американцев на Луну к 2020 году, он признавал, что это имеет значение не только для развития пилотируемых космических полетов; важно, чтобы в числе людей, покоряющих космос, было достаточное число американцев
Дело не только в том, что такое историческое событие, как запуск Китаем человека на Луну подорвет технологическое превосходство Америки (хотя Китай уже выпускает в несколько раз больше дипломированных инженеров, чем американские университеты). Это разрушит и общее ощущение международного превосходства у Вашингтона. И тут дело не сводится к пустой похвальбе. Для всего Запада ценно, чтобы сверхдержава, ценности которой он разделяет в наибольшей степени, сохраняла свой мировой политический и научный престиж.
Урезав лунную программу НАСА, Обама собирается передать космический транспорт в ведение коммерческих компаний, которые будут не только доставлять членов экипажа к космическим станциям, но и во все большей мере ориентироваться на обслуживание богатых туристов. Его планы рассердят тех политиков в Конгрессе, которые рассматривают программу пилотируемых космических полетов НАСА как. ключевую позицию для национального престижа. А для будущего Америки это жизненно важно. Президент Обама должен показать миру, что Америка знает, где она хочет оказаться через нескольких десятилетий, имеет ясное представление о своем пути и волю его пройти.