Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Как реализуется политика перезагрузки

Несмотря на «перезагрузку» американо-российских отношений, администрация Обамы все еще привержена политике сдерживания в отношении России.

© РИА Новости / Перейти в фотобанкХиллари Клинтон: перезагрузка на собственном опыте
Хиллари Клинтон: перезагрузка на собственном опыте
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Спустя год после того, как новая администрация Соединенных Штатов пообещала «нажать на кнопку перезагрузки» в отношениях с Россией, оба государства пока не смогли добиться радикального изменения двусторонних отношений, отягощенных пугающим отсутствием доверия.

Спустя год после того, как новая администрация Соединенных Штатов пообещала «нажать на кнопку перезагрузки» в отношениях с Россией, оба государства остановили процесс сползания к конфронтации, однако они пока еще не смогли добиться радикального изменения в двусторонних отношениях, отягощенных пугающим отсутствием доверия.

Сотрудничество по Афганистану – это наиболее зримый продукт «перезагрузки». В прошлом году Россия открыла транзитный коридор на своей территории и в воздушном пространстве для грузов США и других членов НАТО, направляемых военным контингентам этих стран в Афганистан.  В прошлом месяце Россия согласилась расширить сотрудничество и предложила осуществлять сервисное обслуживание построенных в советское время вертолетов, увеличить численность  проходящих подготовку в России сотрудников правоохранительных органов из этой страны, а также восстановить большое количество построенных в советское время промышленных предприятий и  объектов инфраструктуры в Афганистане.

Однако Россия, которая является главной жертвой «наркоагрессии» со стороны Афганистана, глубоко возмущена нежеланием США бороться с производством наркотиков, которое увеличилось в 40 раз с того момента, как войска Международных сил содействия безопасности (ISAF) вошли в эту страну.

Есть и еще один показатель того, что «перезагрузка» работает. Россия и США – две самые мощные ядерные державы – близки к подписанию  нового договора о сокращении ядерных вооружений, который должен прийти на смену заключенному в 1991 году договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ).  Но и здесь расхождения по некоторым пунктам при подготовке текста нового договора могут осложнить дальнейшее улучшение отношений между двумя странами.

Москва и Вашингтон  не смогли подписать новый договор СНВ до 5 декабря прошлого года, когда истек срок действия старого договора. В ходе переговоров возникли препятствия, связанные с планами США создать глобальную систему противоракетной обороны. Решение президента Барака Обамы отказаться от планов своего предшественника Джорджа У. Буша о размещении элементов противоракетной обороны в Восточной Европе не смогло развеять озабоченность России относительно того, что  глобальный противоракетный щит по-прежнему направлен на разрушение паритета в стратегических вооружениях за счет подрыва способности России нанести ответный удар в том случае, если США первыми применят ядерное оружие.

В соответствии с модифицированным планом господина Обамы,  Пентагон хочет первоначально разместить легкие ракеты-перехватчики в районе Средиземноморья, которые будут направлены против иранских баллистических ракет ближнего и среднего радиуса действия. Однако новый план также предусматривает к концу этого десятилетия развертывание системы, направленной против межконтинентальных баллистических ракет. Кроме того, элементы американской системы противоракетные обороны могут быть размещены в акватории Балтийского моря, а также в Восточной Европе. Следовательно, вместо 10 ракет-перехватчиков, которые господин Буш планировал разместить в Польше к 2013 году, Россия может получить к 2020 году вблизи своих границах более современные и более опасные противоракеты.

Премьер-министр Владимир Путин заявил, что США могут развеять опасения России, если они возьмут на себя обязательство в новом договоре СНВ обмениваться информацией о противоракетной обороне. Это было бы в русле того меморандума о намерениях, который был подписан во время визита господина Обамы в Москву в июне 2009 года (саммит проходил в июле 2009 года – прим. перев.), когда США согласились установить связь в новом договоре  между ракетным нападением и противоракетной обороной.

Вашингтон, однако, отказался от этого. Официальный представитель государственного департамента Иан Келли (Ian Kelly)  заявил, что новый договор СНВ не является подходящим механизмом для решения проблем противоракетной обороны. По сути дела, американцы говорят так:  давайте сначала сократим наступательные ядерные арсеналы, а после этого начнем обсуждать противоракетную оборону. У русских нет особых оснований верить на слово США, учитывая историю нарушенных обещаний - не расширять НАТО на восток или склонить новых членов НАТО из Восточной Европы к подписанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Более свежий пример – ложные заверения относительно того, что поставляемые США вооружения в Грузию не будут использоваться а агрессивных целях.

Несмотря на наличие этих проблем, обе стороны обещают подписать новый договор СНВ в течение ближайших недель. Однако победа республиканцев на выборах в сенат в штате Массачусетс  в прошлом месяце поставила под сомнение его ратификацию. Российский президент Дмитрий Медведев выдвинул условия, в соответствии с которыми обе стороны должны ратифицировать новый договор синхронно. Но даже если предположить, что процесс ратификации договора пройдет гладко, этого будет недостаточно для того, чтобы перезагрузить  российско-американские отношения.

«Заключение договора СНВ не является крупным достижением. Он позволит урегулировать спорные вопросы в отношениях между двумя странами, однако сам по себе он не сможет перевести американо-российские отношения на другой уровень», подчеркнул ведущий российский эксперт по стратегическим вопросам Дмитрий Тренин.  Он считает, что для запуска партнерских отношений Россия и США должны вместе построить глобальную систему противоракетной обороны.

Начиная с 2000 года, Москва неоднократно делала такие предложения Вашингтону, и последний обновленный  вариант был представлен в прошлом году. Однако, по словам начальника российского Генерального штаба Николая Макарова, «американцы на этом этапе не хотят строить совместную глобальную  систему противоракетной обороны».

Нет большого прогресса и в других областях двусторонних отношений, которые были  оформлены в виде дорожной карты президентами двух стран во время их последней встречи в верхах  в июле прошлого года в Москве. Администрации Обамы еще предстоит в очередной раз представить на рассмотрение Конгресса  Соглашение 123  о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, которое было подписано администрацией Буша в мае 2008 года, но затем положено в долгий ящик после российско-грузинской войны.

Несмотря на обещания господина Обамы, Белый дом не сделал никаких шагов для того, чтобы отменить поправку Джексона-Веника 1974 года, которая лишала Советский Союз возможности вести нормальную торговлю до тех пор, пока евреям не будет предоставлено право свободно эмигрировать в Израиль.  США по-прежнему препятствуют вступлению России во Всемирную торговую организация (ВТО). Первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов на прошлой неделе сообщил господину Путину о том, что США являются главным препятствием на пути вступления России в эту организацию, и Вашингтон не демонстрирует заинтересованности в том, чтобы разрешить имеющиеся противоречия.

Прошлый год показал, что, несмотря на «перезагрузку», администрация Обамы продолжает проводить политику сдерживания в отношении России. Спустя четыре месяца после объявления о политике  «перезагрузки», сделанного вице-президентом США Джо Байденом на Мюнхенской конференции по безопасности, он посетил Украину и Грузию, продемонстрировав таким образом поддержку лидеров «цветных революций», а также их  желания вступить  НАТО. В ходе своего широко разрекламированного визита в Восточную Европу в октябре прошлого года господин Байден  объявил о «необсуждаемых» принципах в отношениях с Россией: США «не допустят» существования каких бы то ни было «сфер влияния» или российского «права вето» относительно расширения НАТО на восток. Он подтвердил приверженность Вашингтона политике смены режимов на границах России и попросил Восточную Европу помочь США «привести» бывшие советские республики к демократии.  США занимаются перевооружением и подготовкой грузинской армии, несмотря на явную озабоченность России относительно того, что Грузия ведет подготовку к новой войне и рассчитывает отомстить за свое поражение в 2008 году.

Государственный секретарь США Хилари Клинтон на прошлой неделе подтвердила те же самые принципы в своем программном выступлении в военной академии Ecole Militaire  во Франции. Она пошла даже дальше и отклонила предложение господина Медведева относительно разработки нового договора о безопасности в Европе, который для Москвы является лакмусовой бумажкой при определении готовности Запада принять принцип единой и неделимой безопасности на континенте.

За несколько дней до этого Польша объявила о том, что США намерены разместить ракеты Patriot на ее территории в 70 километрах от границ Калининградской области – российского анклава на побережье Балтийского моря. Варшава и Вашингтон договорились о размещении ракет после того, как Россия выступила с угрозой установить баллистические ракеты «Искандер» в Калининградской области в ответ на размещение американских ракет-перехватчиков в Польше. Теперь, когда господин Обама отказался от планов размещения элементов системы противоракетной обороны в Польше, а Россия больше не грозит «Искандерами»,  решение относительно ракет Patriot рассматривается в Москве как откровенно враждебная акция.  Российские военные обещали усилить оборонный потенциал в этом регионе.

Не удивительно, что российские аналитики все более пессимистично оценивают перспективы «перезагрузки». Директор ведущего исследовательского Института США и Канады Сергей Рогов считает, что «перезагрузка» - это всего лишь «политическая риторика», а само слово «больше похоже на лозунг, изменивший атмосферу в российско-американских отношениях», однако «еще не ставший хорошо продуманной стратегией».

Другие эксперты полагают, что команда Обамы придумала концепцию «перезагрузки»  для того, чтобы добиться сотрудничества Росси по двум главным приоритетам во внешней политике – Афганистану и Ирану. Что касается Афганистана, то Россия согласилась с требованиями США, потому что для нее жизненно важными вопросами являются борьба против угрозы терроризма и наркоторговли, исходящих из  этой страны.  Однако Москва не согласилась подписаться под политикой Вашингтона, направленной на запугивание Ирана, и выбрала для себя роль посредника между Ираном и Западом, а также отказалась свернуть сотрудничество  с Тегераном  в области ядерной энергетики и в оборонной сфере.

«Существует точка зрения, согласно которой «перезагрузка» - это по большей части рекламная дымовая завеса», а также «часть более широкой пропагандистской кампании, направленной на усиление влияния США в мире», утверждает аналитик американского института Global Society Institute Владимир Беляев.

Когда госпожа Клинтон подарила в прошлом году российскому министру иностранных дел Сергею Лаврову кнопку перезагрузки, но в переводе на русский язык этого слова была ошибка. На символическом подарке было написано  «перегрузка» вместо «перезагрузка». На следующий день российская газета «Коммерсант» на своей первой полосе опубликовала следующий заголовок: «Сергей Лавров и Хилари Клинтон нажали не на ту кнопку».