Обычно это говорится в контексте итогов прошлогодних выборов, прошедших в Панаме и Аргентине, а также опросов общественного мнения в Бразилии, в ходе которых большинство высказывается в поддержку Жозе Серы (José Serra), оппонента ныне действующего президента Лулы да Силва. И на основании этого делается вывод о том, что левым правительствам в Латинской Америке остались считанные дни.
Однако, как правильно выразился бывший президент Чили Рикардо Лагос (Ricardo Lagos), в этой стране победили не правые, а демократия.
Победу Пиньеры отчасти можно объяснить отходом избирателей от левоцентристского Единого Блока демократических партий (Concertación), находившегося у власти в течение двадцати лет. Но также ясно и то, что он смог одержать победу благодаря своим чётким и многочисленным обязательствам с уважением относиться к социальным достижениям левоцентристских правительств, а также благодаря тому, что он отмежевался от правых пиночетовского толка.
Чилийцы проголосовали за перемены, за то, чтобы двигаться вперёд. Они проголосовали за созидание на основе того, что уже создано, а не против президента Мишель Бачелет, рейтинг которой превышает 80%.
Историческая цель Единого Блока демократических партий изначально заключалась в том, чтобы покончить с тяжёлым наследием диктатуры и наметить путь перехода к демократическому развитию.
Сменяемость власти является одним из главных устоев любого демократического государства. Она даёт возможность любым политическим силам придти к власти посредством честных всеобщих выборов. Таким образом, по иронии судьбы левоцентристы способствовали достижению своей стратегической цели: укреплению чилийской демократии.
Сменяемость власти это не только альтруистический принцип, но также зачастую наиболее подходящая форма укрепления государственной политики. Новый курс, который в 30-е годы прошлого века начал проводить демократ Франклин Делано Рузвельт (Franklin Delano Roosevelt), получил своё дальнейшее развитие в 50-е годы при республиканце Дуайте Эйзенхауэре (Dwight Eisenhower), который не только не разрушил «государство всеобщего благоденствия», но, наоборот, укрепил его, создав министерство жилищного строительства, образования и благосостояния.
Если действительно на выборах в Бразилии победу одержит Сера, что далеко не так просто, как некоторые хотели бы думать, то в большой мере это будет обусловлено его настойчивым стремлением сохранить все социальные программы правительства Лулы, который также заканчивает свой президентский срок с высочайшими показателями поддержки населения.
Можно привести множество примеров того, как сменяемость власти способствует продолжению того политического курса, который большинство населения оценивает как положительный посредством демократических процедур и который получил поддержку в общенациональном масштабе.
Нередки также случаи, когда руководители цепляются за власть, отвергая всяческую возможность её мирной передачи оппозиции. И вместо того, чтобы сохранить для будущих поколений положительные результаты, которых они достигли за время своего правления, они разрушают своё наследие. Чавес и Урибе! Внимание! Это вас касается!
Разумеется, сменяемость власти это ещё не всё и не самое главное, но это непременное условие демократической стабильности. До недавнего времени Латинская Америка колебалась между диктатурой и демократией. То, что сегодня этот континент колеблется между правыми и левыми, без сомнения, является большим шагом вперёд.