Соединенные Штаты хотят "деполитизировать" трубопроводный проект "Набукко" и могут пригласить подключиться к его реализации Россию, объявил недавно спецпредставитель Вашингтона по евразийским энергетическим вопросам Ричард Морнингстар (Richard Morningstar). Кремль же, скорее всего, истолкует этот на вид великодушный жест как признак слабости "Набукко", считает ряд экспертов.
Выступая на организованном в конце января в вашингтонском Центре за американский прогресс форуме, Ричард Морнингстар отметил, что Соединенные Штаты не обязательно станут возражать, если европейцы в итоге примут решение реализовывать поддерживаемые Россией проекты трубопроводов "Северный поток" или "Южный поток". Выступление Морнингстара на конференции восприняли как первую комплексную презентацию стратегии администрации Барака Обамы в области каспийских энергоресурсов, из которой стало ясно, что базируясь в основном на тех же принципах, что и администрации Буша и Клинтона, администрация Барака Обамы наметила для себя гораздо более скромные цели в данном аспекте, нежели ее предшественницы.
По словам Морнингстара, у Вашингтона имеется три основных энергетических задачи в данном регионе: помочь в разработке новых нефтегазовых месторождений, укрепить европейскую энергетическую безопасность, обеспечив странам ЕС доступ к различным источникам энергоресурсов, и содействовать экономическому развитию стран Кавказа и Центральной Азии путем максимального расширения рынка сбыта их углеводородных ресурсов. "Все, что мы хотим – это убедиться, что страны Кавказа и Центральной Азии могут принимать собственные решения в отношении добычи и экспорта своих ресурсов, исходя из своих собственных интересов", – подчеркнул чиновник.
Краеугольным камнем данной стратегии является, по словам Ричарда Морнингстара, "южный коридор" – система транспортировки природного газа в Европу либо по трубопроводу "Набукко" (из Турции в Австрию), либо по "Интерконнектору Турция-Греция-Италия". Хотя этот маршрут обычно называется маршрутом в обход России, Морнингстар настойчиво проводил мысль, что американский подход не является "антироссийским". Он даже, похоже, отступил от прежней позиции Америки, состоявшей в активном сопротивлении российским проектам газопроводов, способных составить конкуренцию "Набукко".
"Мы пытаемся деполитизировать трубопроводный вопрос, – подчеркнул он. – Если европейцы решат, что хотят построить "Южный поток" или "Северный поток", это, в конце концов, их решение. Проект под названием "Северный поток" уже стартовал и, скорее всего, состоится. Одновременно с этим России важно осознать, что наши планы в отношении "южного коридора" позволят удовлетворить лишь малую толику спроса на газ европейских стран. Это может помочь ряду стран Центральной и Восточной Европы в случае приостановления поставок и тому подобное. Так что это не должно составить большой проблемы".
"Это может стать для России возможностью принять участие в проекте ["Набукко"], не в качестве доминирующего партнера, а в качестве одного из участников. А учитывая сложившуюся в мире экономическую ситуацию, данное решение может оказаться самым рациональным способом движения вперед, – продолжил Морнингстар. – Случится ли это когда-нибудь, я не знаю. Определенно, это дело не сегодняшнего дня. Возможно, найдутся иные решения. Но это такие вещи, о которых нам нужно разговаривать. Если мы будем обсуждать эти вопросы открыто, возможно, в конечном итоге мы сумеем найти и какие-то другие ответы".
Спецпредставитель США подчеркнул, что "южный коридор" не означает только проект "Набукко". Трубопровод Турция-Греция-Италия, по его словам, может предложить те же возможности, и его сторонникам следует разъяснить правительствам центральноевропейских стран стратегические выгоды данного маршрута.
"Одна из причин, почему о "Набукко" говорят больше и чаще, чем об "Интерконнекторе Италия-Турция-Греция", состоит в том, что, по крайней мере, в стратегическом плане, "Набукко" сегодня способен дать несколько больше странам Центральной и Восточной Европы, – отметил Морнингстар. – Я бы порекомендовал принципиальным участникам проекта трубопровода Турция-Греция-Италия поработать над его стратегической составляющей и предложить план, который бы предоставил соответствующим странам Центральной и Восточной Европы дополнительные возможности".
"Если трубопровод Турция-Греция-Италия в стратегическом плане сможет предложить столько же, что и "Набукко", то тогда вопрос, какой из них является более рациональным, превратится в чисто коммерческий, – заявил далее Морнингстар. – Возможно, сторонники трубопроводов Турция-Греция-Италия и "Набукко" должны поговорить друг с другом о том, как можно все это упорядочить для формирования наиболее эффективной системы поставок энергоресурсов в страны Центральной и Восточной Европы. Думаю, участникам процесса нужно подойти к делу творчески".
Не ждите, что Россия позитивно отреагирует на оливковую ветвь, протянутую Морнингстаром в вопросе участия в проекте "Набукко", говорит эксперт программы по России и Евразии Центра за американский прогресс Самуэль Чарап (Samuel Charap). "Даже если бы это было технически осуществимо, убежденность России – или, скорее, "Газпрома" – что "Набукко" является исключительно способом подорвать ее экспортную монополию, не позволит им [российским властям] подключиться к этому проекту", – полагает эксперт.
Даже Вашингтону следовало бы поостеречься с поддержкой в адрес "Набукко" до тех пор, пока не будет доказана его коммерческая рентабельность, а с этим пока нет особой ясности, добавляет Самуэль Чарап. "Позиция Морнингстара заключается в том, что США поддерживают "южный коридор" в принципе, и это хорошо, однако его открытая поддержка в адрес "Набукко" на данном этапе явно идет с этим вразрез", – говорит он.
Вашингтон по-прежнему считает, что Туркменистан мог бы стать поставщиком газа для "южного коридора", отметил Морнингстар, несмотря на недавний ввод в эксплуатацию трубопровода в Китай, который, на взгляд многих экспертов, может освоить такие объемы газа, что для транспортировки на Запад ничего и не останется.
"Все, что мы можем сказать, это что президент [Гурбангулы] Бердымухаммедов неоднократно выражал желание транспортировать газ по Каспию, – сказал докладчик. – Что же касается объемов поставок, то мы думаем, что они будут. Ведется оффшорная добыча на восточной оконечности Каспия, и в случае создания трубопроводной структуры добываемые объемы можно будет направить на Запад".
Основное препятствие на пути участия Туркменистана, по его словам, состоит в неурегулированном правовом статусе Каспия и отсутствии соглашения по трубопроводу между Турцией и Азербайджаном.
"Транспортировка туркменского газа по Каспию будет зависеть от достижения Турцией и Азербайджаном соответствующих транзитных договоренностей. И если бы я был на месте Туркменистана, я бы не стал строить никаких особых планов в отношении транспортировки по Каспию до достижения турецко-азербайджанского соглашения, – подчеркнул он. – Неспособность Турции и Азербайджана договориться о цене и транзите газа, добываемого на месторождении "Шах-Дениз", несколько разочаровывает. Обе страны являются добрыми друзьями Соединенных Штатов, и мы не принимаем ничьей стороны в этих переговорах. Но дальнейшие проволочки в данном вопросе могут привести к тому, что возможность реализации этого ключевого элемента "южного коридора" может сойти на нет. Трудно понять, как это может послужить интересам обеих из сторон".
Процесс нормализации отношений между Турцией и Арменией не должен стать препоном на пути переговоров между Турцией и Азербайджаном, добавил спецпредставитель США. "Я не думаю, что эти вещи являются взаимоисключающими, потому что "южный коридор" отвечает интересам как Турции, так и Азербайджана. Мы говорим обеим странам: "Какие бы споры у вас ни были друг с другом, какие бы споры ни были у вас в отношении Армении, какие бы споры ни были у вас с Европой или с нами, подумайте, ведь это – в ваших интересах", – подчеркнул Морнингстар.