Соединенные Штаты изучают идею расширения Северной сети снабжения американских и натовских войск в Афганистане за счет подключения к ней китайской ветки. Как рассказали EurasiaNet информированные источники, американские чиновники также рассматривают возможность задействовать сухопутно-морской путь с опорой на дальневосточные порты России.
Американские дипломаты по-прежнему осторожничают в вопросе, касающемся участия Китая в функционировании Северной сети поставок.
"Министерство обороны рассматривает многочисленные маршруты поставок в целях обеспечения стабильного потока [грузов] в Афганистан. В этом контексте Госдепартамент и обсуждал возможность подключения маршрутов, проходящих по территории различных государств, в том числе Китая", – сказал EurasiaNet один представитель Госдепа.
"Госсекретарь [Хилари] Клинтон подчеркнула, что вооруженные действия, угрожающие народу и правительству Афганистана, подрывают стабильность и других стран региона, и все, кого затрагивает эта ситуация, должны взять на себя ответственность за общее будущее, – добавил американский дипломат. – Мы не вправе обсуждать ход незавершенных дипломатических переговоров".
Китайский маршрут можно бы было задействовать для транспортировки "снаряжения и техники", сообщил в ноябре военному журналу Military Logistics Forum директор по логистике Центрального командования США генерал-майор Кеннет Доуд (Kenneth Dowd).
"Как вам хорошо известно, снабженцы любят иметь в запасе как можно больше маршрутов. Это на тот случай, если враг отрежет один из путей поставок, и мы могли бы подключить другие, дабы обеспечить бесперебойное снабжение войск".
Между тем пресловутое соглашение между Вашингтоном и Москвой о транзите военных грузов в Афганистан через воздушное пространство России не оправдывает ожиданий. Частично это объясняется отсутствием соответствующего разрешения на пролет самолетов над территорией Казахстана.
Соглашение, предусматривающее возможность транзита американских войск и вооружений через воздушное пространство России было подписано в июле прошлого года. По словам же казахстанских дипломатов, американские власти не обращались к ним с просьбой о заключении аналогичного соглашения вплоть до ноября месяца.
"В рамках нашего содействия международным усилиям по стабилизации ситуации в Афганистане в 2001 году был открыт транспортный коридор для транзита грузов США через воздушное пространство нашей страны в направлении Афганистана. В данном же конкретном случае речь идет о дополнительном воздушном коридоре над Казахстаном в направлении из России в сторону Афганистана. Запрос на его открытие поступил от американской стороны в ноябре прошлого года", – заявил 21 января на пресс-конференции в Астане официальный представитель казахстанского МИД Аскар Абдрахманов. В данный момент ведется подготовка проекта соответствующего договора, добавил он.
Визит в Вашингтон министра иностранных дел Казахстана Каната Саудабаева, который продлится с 1 по 4 февраля, предоставил американским чиновникам возможность активизировать переговоры о воздушном коридоре.
Посольство США в Ташкенте отказывается прокомментировать, предоставило ли узбекское правительство аналогичные права на пролет над своей территорией. "Мы не можем давать комментарии по вопросу транзита грузов через воздушное пространство", – заявил представитель посольства в ответ на вопросы EurasiaNet. Через посредника в лице Korean Airlines Соединенные Штаты получили доступ к транспортному узлу Навои в Узбекистане. По словам генерал-майора Доуда, прибывающие в Навои по воздуху грузы перегружаются на машины и доставляются грузовиками в Афганистан.
На суше Северная сеть поставок также, похоже, сталкивается с определенными проблемами. Министерство обороны США настаивает, что северный маршрут работает на полную мощность. Известный же своими резкими высказываниями постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин заявил в интервью газете "Известия" 26 января, что "остаются кое-какие технические проблемы – они связаны с перегрузкой одного из железнодорожных пунктов".
Эксперты предостерегают, что дополнительные наземные маршруты, будь то по территории Китая или по российскому Дальнему Востоку, могут в итоге столкнуться с той же самой проблемой, а именно застопориться в Узбекистане. "Проблема не в том, как добраться до Центральной Азии, а в том, как пересечь Узбекистан [на пути в Афганистан]. Ну будет у вас 10 способов, как добраться до Термеза, что от этого меняется?" – сказал EurasiaNet один высокопоставленный источник.
Пока не будет завершена серьезная реконструкция погранперехода Термез-Хайратон и не будут предприняты меры по борьбе с коррупцией и бюрократической волокитой, Узбекистан так и останется камнем преткновения на пути снабжения натовских и американских войск в Афганистане, добавил этот источник.