Российско-американские отношения подвергаются нескольким серьёзным опасностям, успешность устранения которых и станет проверкой того, стояло ли за прошлогодней концепцией «перезагрузки» отношений что-то большее, чем простая смена тона. Последняя из возникших проблем — это президентские выборы на Украине.
В ходе предвыборной кампании из уст кандидатов уже звучали как антироссийские, так и антиамериканские по сути высказывания, направленные на повышение рейтинга, а в преддверии второго тура подобная риторика, как ожидается, будет звучать всё чаще и чаще. Ничего нового в этом нет: в очередной раз украинская политика стала полем сражения между США и Россией.
В антироссийской риторике прозападных украинских политиков громко звучит тема безопасности. Демонизируя Россию, они пытаются представить её как главную угрозу суверенитету, территориальной целостности, а главное — безопасности Украины. Как заверяют эти политики, именно для защиты от России Украина должна вступить в НАТО и выступать за сохранение присутствия США в регионе.
Пророссийкие политики Украины пытаются добиться расположения России, преувеличивая накал прозападных страстей на соответствующем фланге политического спектра Украины и утверждая, что без политической и финансовой поддержки России им с этим не справиться.
В прошлом и Россия, и США позволяли предвыборной демагогии влиять на их отношения с государствами Восточной Европы и друг с другом. Узнав, как лидеры в Москве и Вашингтоне отреагируют в этот раз, мы узнаем, изменилось ли что-нибудь в подходе этих двух стран к решению проблем, возникающих на постсоветском пространстве.
Хотя Москва и Вашингтон сходятся в таких вопросах, как Ирак, Афганистан, Иран и нераспространение ядерных вооружений, у них также есть и приоритетные интересы. Для США это Афганистан и Иран, а для России — постсоветское пространство и отношения со странами Восточной Европы, особенно в плане безопасности.
Россия предпочитает иметь общую границу со странами, где господствует политическая стабильность и с которыми можно устанавливать дружеские отношения. Стратегическая задача России на постсоветском пространстве — сделать так, чтобы расположенные на этом пространстве страны не имели на своей территории иностранных военных баз и не входили ни в какие военные альянсы, в которые не входит Россия.
Естественно, все попытки Украины, остальных восточноевропейских стран и стран Балтии привлечь в регион США только усугубляют их трения с Россией. Администрация Обамы уже заявляла, что позиция США в отношении стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза готова поменяться, а особый акцент был сделан на том, что политика в отношении этих стран не должна мешать улучшению отношений с Россией.
Действия США, однако, говорят об ином: лидеры этой страны явно полагают, что Россия должна ставить интересы соседних Польши, стран Балтии, Украины и Грузии выше своих собственных. США довольно активно присутствуют на Украине, что делает эту страну важной с точки зрения российско-американских отношений.
США и Россия должны радикальным образом изменить свой подход и выработать общую позицию по этим вопросам, чтобы украинское измерение политики «перезагрузки» стало сферой реального сотрудничества, а не поводом для дальнейших трений. В этом случае как Москва, так и Вашингтон должны дать Киеву понять, что не позволят ему задавать обеим столицам курс на столкновение друг с другом, пытаясь с помощью сверхдержав решать внутренние проблемы Украины.
Россия и США уже давали гарантии безопасности и территориальной целостности Украины, когда убирали с её территории ядерное оружие. Подтвердив эти гарантии сегодня, можно будет в существенной степени стабилизировать внутриполитическую ситуацию на Украине, создав атмосферу реального доверия как между Вашингтоном и Москвой, так и между Москвой и Киевом. Это будет полностью соответствовать концепции независимости Украины, так как стратегический интерес России состоит в том, чтобы иметь стабильного, мирного и дружелюбного соседа, не состоящего ни в каких военных и политических блоках, потенциально могущих иметь антироссийскую природу; также это будет соответствовать и взятому администрацией Обамы курсу на реальную «перезагрузку» отношений с Москвой.