Приглашение Владимиром Путиным Дональда Туска (Donald Tusk) совместно почтить память жертв советского геноцида в Катыни было с энтузиазмом встречено польским правительством. Полагают, что это событие будет способствовать перелому в польско-российских отношениях, а болезненный опыт столкновений по вопросам так называемой исторической политики станет пережитком прошлого. Обоснованы ли эти надежды?
Был уже такой российский политик, который сделал определенные жесты в отношении Польши по катынскому вопросу: в свое время президент Борис Ельцин принес извинения за катынское преступление и раскрыл ряд важных документов по этому делу. Однако возникает вопрос: не преждевременна ли нынешняя радость польского правительства? Исходя из того, что примирение с Россией находится в сфере наших взаимных интересов, несомненно, стремиться к взаимопониманию по важнейшим историческим вопросам стоит. Проблема заключается в том, что наши недавние впечатления от годовщины начала Второй мировой войны оптимизма не внушают. Хотя Владимир Путин был гостем памятных мероприятий на Вестерплатте, в его выступлении присутствовали очень болезненные для поляков акценты. Особенно враждебно прозвучали его слова, касавшиеся Версальского договора и той якобы несправедливости, которую тогда пережила Германия. Это звучало как предвестие возобновления немецко-российского сотрудничества ценой польских интересов (как это уже было в период между двух войн). Еще хуже выглядела кампания в российских СМИ. Публиковались многочисленные статьи и книги, обвиняющие то Польшу в сотрудничестве с Гитлером в процессе "разделов" Чехословакии, то польского министра Юзефа Бека (Józef Beck) в мнимом агентурном сотрудничестве с немецкой разведкой. Появились даже публикации, в которых вина за развязывание Второй мировой войны возлагается на Вторую Польскую Республику. Масштаб всевозможных абсурда был столь велик, что вызвал справедливое возмущение не только в Польше.
Со дня 70-летней годовщины начала Второй мировой войны прошло всего несколько месяцев, следовательно, можно опасаться, что торжественные мероприятия в Катыни также будут сопровождаться скандалом и манипуляциями.
Путин: релятивизация катынского преступления
Нет сомнений, что путинское правительство уже подготовило сценарий торжеств в Катыни. Представители российского общества "Мемориал" намекают, что тот факт, что приглашающей стороной является премьер-министр, а не президент России, призван снизить ранг этого мероприятия.
С одной стороны, в этом есть доля истины, поскольку формально пост президента является в России и в Польше высшим государственным постом. Однако, с другой стороны, мировое общественное мнение в большей степени интересуется тем, что делает и какие решения принимает премьер Путин, а не президент Медведев, так как все знают, кто в действительности управляет Россией. Поэтому жест Путина имеет свой вес и свое международное значение.
Конечно, одна из основных целей, добиться которой при случае стремится российский премьер – это улучшить свой имидж в глазах мировой общественности. Во-вторых, главной целью российского правительства, несомненно, будет помещение катынского преступления в так называемый "широкий контекст". Ведь в Катыни коммунистичесты совершали расправы над советскими гражданами еще до начала Второй мировой войны. Основная линия российской обороны пойдет в этом направлении, формируя идею, что убийство польских офицеров в 1940 году не являлось чем-то исключительным, что оно было не столько антипольской акцией советского государства, сколько одним из многих других преступлений сталинизма. По мнению российской стороны, сложно говорить том, что в смерти польских офицеров было что-то исключительное, раз в то время подобные расправы над простыми гражданами были обычным явлением.
Уничтожение польской элиты
Представляется, что основная линия польско-российского спора будет пролегать именно здесь. Для поляков Катынь является символом геноцида. С другой стороны, она представляет собой осязаемый довод, что две тоталитарные, социалистические системы (большевистский коммунизм и немецкий национал-социализм) сговорились уничтожить не только польское государство, но и польский Народ. Убийство польских офицеров было связано с попыткой ликвидации наших элит с целью полной советизации нашего Народа. Подобным образом действовали и немцы, массово истребляя представителей польской элиты. Обреченный на уничтожение польский Народ – вот полная правда о катынском преступлении и немецко-советском сотрудничестве того времени.
Следовательно, используя приглашение Путина, мы должны прежде всего постараться сообщить миру эту главную правду. О массовых убийствах еврейского населения во время войны Запад знает очень много, но мало кто слышал о геенне поляков. В западных странах преобладает представление, что немецкая оккупация в польских землях выглядела так же, как и на западе Европы. Это большая ошибка. Поскольку в различных сферах культуры доминирующее положение занимают европейские левые, они пытаются замолчать и коммунистические преступления. Семидесятая годовщина катынского геноцида – это прекрасная возможность раскрыть всю правду о преступлении против поляков.
Борьба за правду продолжается
Другое чрезвычайно важное дело – это необходимость беспрестанно сообщать россиянам правду о том времени. Это часть нашей цивилизационной миссии, которую мы должны осуществить на Востоке. Поэтому нельзя довольствоваться жестом Путина, а необходимо использовать этот шаг вперед для демонстрации исторической правды. Серьезной возможностью для продвижения знаний о катынском преступлении могут стать публикации, запланированные Институтом национальной памяти (IPN), которые наши власти должны соответствующим образом представить как в Польше, так и за рубежом. Эти публикации также могут быть эффективно использованы в качестве защитного аргумента в ситуации, если российские власти решат вести себя так же, как они действовали в годовщину начала Второй мировой войны.
Нынешние польские руководители не должны просто вписываться в подготовленный Кремлем план мероприятий. Воспользовавшись приглашением Путина, следовало бы реализовать собственный сценарий, а чтобы этого добиться, следует забыть о пиаре и имидже отдельных партийных лидеров ценой польских интересов. Кроме того, необходимо прекратить споры между отдельными руководителями государства. Было бы совсем нехорошо, если бы наши политики на глазах всего мира затеяли спор о торжествах в Катыни. Просто необходимо начать решительную борьбу за правду о том времени, которая является ничем иным, как борьбой за доброе имя Польши в мире.