Большому количеству спортсменов, прибывающих в Ванкувер, предстоит испытать на себе своеобразное олимпийское приветствие.
Многих будут просить засучить рукав или спустить штаны либо сделать и то, и другое. Все это не имеет ничего общего с извращенными ритуалами посвящения, хотя кому-то и может так показаться. Однако в действительности речь идет о допинг-контроле.
В дни, предшествующие проводимому раз в четыре года празднику зимних видов спорта, многие спортсмены получают сообщения о том, что Всемирное антидопинговое агентство (WADA), их национальные олимпийские комитеты или международные спортивные федерации хотят проверить их на использование запрещенных препаратов.
По данным Международного олимпийского комитета (МОК), Олимпийская деревня была официально открыта в четверг, и за это время было взято уже 218 проб – 181 проба мочи и 37 проб крови. Пока никаких данных о результатах нет.
Не исключено, что некоторые атлеты будут проверены не один раз. Особенно большое внимание могут испытать на себе спортсмены, выступающие в тех видах спорта, где существуют проблемы или имеются соответствующие подозрения. Речь идет, к примеру, о лыжных гонках или о биатлоне. Тогда как спортсмены, занимающиеся керлингом, вероятнее всего, вытащат все оставшиеся счастливые жребии.
Это происходит потому, что те специалисты, которые пытаются выловить обманщиков, надеющихся в последний момент прибегнуть к помощи стероидов или к генератору красных кровяных телец эритропоэтину (ЭПО). Представители антидопинговых сил пойдут на все для того, чтобы не дать «грязным» спортсменам возможности соревноваться с «чистыми».
Некоторые ветераны этих баталий признают, что прогресс налицо.
«Я бы сказал так – честные спортсмены побеждают», считает давний и влиятельный член Международного олимпийского комитета Дик Паунд (Dick Pound).
Этот юрист из Монреаля является первым председателем Международного антидопингового агентства (WADA), и он до сих пор входит в состав его правления.
«Я имею в виду, что тот интервал, который отделяет начало применения какого-нибудь препарата или метода и наша способность это обнаружить значительно сократился. И вы заставляете желающих применять такого рода методы забираться в очень сложные области медицины, в которых применяются все более и более сложные методы обнаружения и так далее».
«Но сейчас - это не такой Дикий Запад, как было раньше», добавляет он.
Однако период, непосредственно предшествующий Олимпийским играм, является особенно важным моментом в противостоянии тех спортсменов, которые используют допинг, и теми специалистами, кто намерен искоренить использование запрещенных препаратов.
«Мы поняли, что существуют, например, окна, приближенные к соревнованиям, но не в процессе самих соревнований, когда атлеты могут принимать микродозы ЭПО», объясняет президент и генеральный директор Канадского центра за этику в спорте (Canadian Centre for Ethics in Sport) Пол Мелиа (Paul Melia), руководящий канадской антидопинговой программой.
«Синтетического эритропоэтина к моменту начала соревнований уже не будет в организме спортсмена, однако преимущества от его использования останутся. Поэтому много тестов проводится непосредственно перед началом Олимпийских игр». Их цель состоит в том, чтобы избежать такой ситуации, которая сложилась с канадской лыжницей Беки Скотт (Beckie Scott) завоевавшей бронзовую медаль на играх в Солт Лейк Сити в 2002 году.
В день соревнований Скотт – ярая сторонница очищения ее любимого вида спорта – была в восторге от того, что она оказалась на пьедестале почета, а на шее у нее была бронзовая олимпийская медаль.
Однако взятые еще до окончания Олимпийских игр допинг-пробы показали, что те две спортсменки, которые опередили Скотт, прибегли к обману, и были дисквалифицированы. Скотт позднее была вручена золотая медаль.
Доктор Дон Кэтлин (Don Catlin) является ветераном допинговых войн, он проводил антидопинговые операции в Солт Лейк Сити, в Атланте (1996) и в Лос-Анджелесе (1984).
Он утверждает, что лучше всего поймать спортсмена, прибегающего к такого рода обману, еще до соревнований.
«Постфактум это можно сделать, однако намного лучше, если это делается заблаговременно», подчеркивает Кэтлин, являющийся членом Медицинской комиссии МОК, а также основателем компании Anti-Doping Research, Inc – неприбыльного агентства, которое участвует в борьбе против использования допинга в спорте.
«Именно поэтому и проводится так много тестов перед открытием Олимпийских игр. Именно сейчас спортсмены могут пройти тесты в рамках олимпийских соревнований».
А какой процент составляют те спортсмены, которые могут быть уличены в использовании допинга? Эксперты могут только предполагать, насколько распространенным является применение допинга в олимпийских видах спорта, однако Генеральный директор WADA Дэвид Хоуман (David Howman) подчеркивает, что агентство проводит определенные исследования для того, чтобы лучше справляться с масштабами этой проблемы.
Некоторые специалисты утверждают, что допинг применяют примерно два процента спортсменов, отмечает Хоуман, однако проведенные недавно в Германии исследование показывают, что речь может идти о восьми процентах.
«Нас беспокоит то, что масштабы применения допинга могут быть больше, чем мы думали на протяжении многих лет, и мы должны быть к этому готовы», подчеркивает он.
Некоторые тесты проводятся еще тогда, когда атлеты находятся у себя в стране, и результаты исследований иногда приводят к изменению в последнюю минуту состава олимпийских команд, отправляющихся в Ванкувер.
Хоуман утверждает, что от 70 до 80 спортсменов мыли отстранены от соревнований перед Олимпийскими играми в Пекине, хотя количество спортсменов в национальных командах на летних играх значительно превышает состав сборных на зимних играх.
На прошлой неделе Россия сообщила о том, что из национальной команды этой страны была исключена лыжница Алена Сидко, имевшая шанс на завоевание одной из олимпийских медалей. Появились сообщения о том, что ее тесты на использование ЭПО, взятые на последних соревнованиях, оказались положительными.
Допинг-контроль на этих играх будет осуществляться в оборудованном по последнему слову техники центре, расположенном в комплексе Richmond Oval, и эти работы будут проводится совместно с расположенной в городе Лавале (Laval), провинция Квебек, Лабораторией допинг-контроля Национального института научных исследований (INRS), получившей одобрение WADA.