Сегодня Владимир Путин от лица России поддержал амбициозный международный план по очистке Балтийского моря – одного из самых загрязненных морей мира – на фоне опасений экологов относительно того, что в ходе работ по прокладке газопровода по дну Балтики могут быть потревожены лежащие на морском дне крайне токсичные донные отложения и нарушена экология моря.
По словам участников Саммита действий по Балтийскому морю 2010, проходившего в Хельсинки, от российского премьер-министра ожидали, что он объявит о строительстве очистных сооружений в Калининграде, российском анклаве на сильно загрязненном юго-восточном побережье Балтики.
Как говорится в официальном заявлении российского правительства, Путин прилетел на однодневный саммит в Хельсинки из Москвы, чтобы прояснить в рамках своего выступления «экологические аспекты строительства газопровода «Северный поток»».
Газопровод «Северный поток» с пропускной способностью 55 миллиардов кубометров в год, который должен будет транспортировать в Германию через Балтийское море российский газ из арктических регионов, должен быть запущен в эксплуатацию в 2012 году. Несмотря на юридические трудности и опасения экологов в пятницу, как ожидается, будут пройдены последние согласования, и в апреле сможет начаться само строительство.
Организаторы саммита, на который прибыли главы государств, руководители правительств и еще 1 500 делегатов со всего балтийского региона, утверждают, что его цель – ввести в действие принятую в 2007 году «дорожную карту» по спасению Балтийского моря, используя опыт и навыки частных компаний и предприятий, неправительственных организаций и частных лиц, а также государственных служб и правительств.
«Реакция нас потрясла. Отозвались около 140 организаций и компаний, - говорит соучредитель Baltic Sea Action Group Анна Котсало-Мустонен (Anna Kotsalo-Mustonen), участвовавшая в организации саммита. – Мы не просим денег. Мы просим конкретных действий от всех, кто может сделать что-то конструктивное. Нам нужны дела, а не слова».
По словам Котсало-Мустонен, общей надеждой организаторов было остановить шедшую десятилетиями деградацию Балтийского моря - относительно мелкого внутриматерикового водоема с большим слоем донных осадков, сильно загрязненного нефтью, отходами судоходства, удобрениями пестицидами и бытовыми отходами, - чтобы будущие поколения могли в нем плавать, ловить рыбу и ходить под парусами – в последнее время делать все это может быть опасно для здоровья - в частности в связи с летним цветением водорослей.
По ее словам, многие участники саммита взяли на себя разнообразные обязательства. Так город Гамбург пообещал помочь с поставками экологически безвредного топлива для круизных судов, а Финляндия предложила план по поощрению крестьян и лесоводов к переходу на передовые методы работы.
Матиас Бергман (Mathias Bergman) из Фонда живой Балтики (Foundation for a Living Baltic Sea) заявил, что опробованный на саммите подход, который подразумевает совместные действия государственных и частных структур, может на фоне разочарования, вызванного результатами декабрьской конференции по изменению климата в Копенгагене, стать новой моделью для международной экологической деятельности.
«Организаторы Копенгагена рассчитывали на меры, предпринимаемые правительствами, но оказалось, что задача им не по плечу. Разумеется, политическая власть правительств нам необходима. Однако в основе должно лежать партнерство государственных и частных структур и готовность действовать со стороны тех, кого непосредственно затрагивает проблема», - полагает Бергман.
Помимо Путина на саммит прибыли главы государств и высокопоставленные чиновники из всех стран Балтийского побережья, а также из стран «Балтийского бассейна» - таких как Белоруссия и Норвегия. Председательствовали президент Финляндии Тарья Халонен (Tarja Halonen) и финский премьер-министр Матти Ванханен (Matti Vanhanen).
По мнению участников, присутствие Путина - это положительный сигнал, означающий, что Россия намерена уделить внимание экологическим вопросам и избавиться от имиджа «главного грязнули» Балтики.
Предыдущий план по строительству в Калининграде очистных сооружений провалился из-за нехватки политической воли и из-за коррупции на местном уровне, заметил один из участников. В результате сточные воды города с населением в 400 000 человек без всякой очистки сливались в Балтийское море. Однако сейчас по итогам обсуждения с русскими была достигнута договоренность о новом финансировании для очистных сооружений, в том числе со стороны Российской Федерации, добавил он.
Впрочем, активисты-экологи выразили тревогу по поводу того, что сотруднический и неполитический подход саммита может заслонить сохраняющиеся опасения относительно российского проекта газопровода «Северный поток», стоимость которого составит 7,4 миллиарда долларов и который является приоритетным с политической и экономической точки зрения, как для Москвы, так и для нуждающихся в поставках энергоносителей стран Евросоюза – например, Германии.
Йохен Ламп (Jochen Lamp), возглавляющий Балтийское бюро Всемирного фонда дикой природы, считает поводами для тревоги то, что газопровод может потревожить ядовитые донные отложения, разрушить среду обитания морских животных и рыб и затронуть останки тысяч затонувших кораблей и затопленные в ходе конфликтов прошлого века запасы химического и конвенционального оружия.
По мнению Лампа проведенной компанией Nord Stream экологической экспертизы явно недостаточно и необходимо больше гарантий того, что мониторинг экологии в затронутых строительством областях будет проведен, и ущерб скомпенсирован. Всемирный фонд дикой природы подал на Nord Stream в немецкий суд. Как утверждает Ламп, иск по-прежнему не отозван и может затормозить начало работ. Компания, между тем, яростно отвергает все обвинения.
Капитан финского ВМФ Юха-Антеро Пуистола (Juha-Antero Puistola), преподаватель Колледжа национальной обороны Финляндии, полагает, что рост грузового судоходства особенно в Финском заливе, и строительство трубопровода, делает задачу повышения экологических стандартов на Балтийском море неотложной.
По словам Пуистолы, российский экспорт через морские порты Балтики к 2030 году должен удвоиться. В том числе речь идет и об экспорте нефти. Кроме того, необходимы договоренности о сотрудничестве в сфере безопасности, добавил он, отметив, что Путин упомянул о некоей «задаче обеспечения российских экономических интересов в Балтийском бассейне», возложенной на Балтийский флот.