В четверг государственным департаментом США было распространено заявление, в котором говорилось, что никакой прямой связи между проектом противоракетной обороны и сокращением стратегических вооружений США и России в форме замены договору START не будет.
Представитель госдепартамента Филип Краули (P.J. Crowley) заявил, что сам договор и окончательный редакция его текста пока обсуждаются, а сообщения о том, что американская сторона согласится увязать вместе вопросы ПРО и START неверны.
Посол США в России Джон Байерли (John Beyrle) в своём русскоязычном блоге написал, что в тексте нового договора будут упоминаться системы ПРО. Этот комментарий вызвал в Москве толки о том, что США уступили по этому вопросу, но Краули сказал, что это неправда.
«Как мы довели до русских в ходе переговоров, никакой прямой связи [между ПРО и стратегическими наступательными вооружениями] нет», — заявил Краули. — «Договор START ни в какой мере не повлияет на развёртывание нами системы противоракетной обороны в Европе, что явствует из сделанного нами совместно с Румынией на прошлой неделе объявления. Развёртывание будет при гибком поэтапном подходе идти быстрее, чем планировалось, и вся Европа будет защищена».
Представитель американского государства, осведомлённый о ходе переговоров, заявил, что упоминание систем противоракетной обороны в тексте договора стало бы уступкой России. В прошлом американские делегаты уже заявляли, что системы ПРО будут упоминаться только в первых абзацах договора.
Как нередко официально заявляли США, системы противоракетной обороны, которые планируется разместить в Европе, будут состоять из наземных перехватчиков большой дальности и ракет, размещаемых на кораблях, и не будут нацелены на многочисленные российские ракеты.
Проблема ПРО стала камнем преткновения на переговорах по договору START, так как Москва потребовала, чтобы элементы ПРО рассматривались в контексте концепции сокращения наступательных вооружений, а американские делегаты подобную позицию отвергали.
В прошлом году администрация Обамы, желая, в частности, сделать уступку России, отказалась от проекта размещения перехватчика ракет большой дальности в Польше и связанной с ним радарной системы в Чехии. Вместо этого было решено разместить системы противоракетной обороны меньшего радиуса действия, в их числе — перехватчик SM-3, а также будущую наземную версию SM-3 в Польше.
4 февраля президент Румынии Траян Бэсеску (Traian Basescu) объявил, что его правительство согласно разместить на своей территории перехватчики ракет средней дальности для системы противоракетной обороны США. Они могут начать действовать уже к 2015 году.
Министерство иностранных дел России официально выразило озабоченность в связи с этим. Его представитель сказал, что правительство хочет пояснений касательно планов Румынии.
Командующий генеральным штабом генерал Макаров заявил во вторник в Москве, что планы США по размещению в Европе систем противоракетной обороны угрожают национальной безопасности России и подрывают мощь её ракетных войск, хотя США и утверждают, что системы ПРО направлены против государств-изгоев, в частности, Ирана и Северной Кореи.
Генерал Макаров считает, что россияне оценивают ПРО «крайне негативно, так как она может ослабить наши ракетные войска».
Также генерал заявил, что новый договор «должен принимать во внимание связь между оборонительными и наступательными стратегическими вооружениями.
«Связь очень тесная, они полностью зависят друг от друга. Было бы неправильно не учитывать противоракетную оборону», — сказал он, выступая по российскому телевидению.