Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
ПРО. Перезагрузка

США предлагают Румынии разместить на ее территории радар и ракетные установки системы противоракетной обороны (ПРО). Румыния соглашается. Россия возмущается. Украина молчит

© коллаж ИноСМИпро ракеты вооружение
про ракеты вооружение
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
4 февраля 2010 помощник госсекретаря США Филипп Кроули назвал решение Румынии принять на своей территории элементы американской системы ПРО «отражением нашей стратегии по развитию архитектуры системы, которая защитит всю Европу».

4 февраля 2010 помощник госсекретаря США Филипп Кроули назвал решение Румынии принять на своей территории элементы американской системы ПРО «отражением нашей стратегии по развитию архитектуры системы, которая защитит всю Европу». Согласно планам Белого дома, Румыния получит некий противоракетный All Inclusive - радар и ракетные установки, - запланировано также разместить объекты ПРО в Черном море. Заработать все это в режиме боевого дежурства должно уже через пять лет. Поэтому противоракетная «Санта-Барбара» продолжится.

 

В главной роли США

 

Таким то грубым, то ли наоборот, очень тонким противоракетным финтом Белый дом убивает нескольких зайцев.

 

Во-первых, наглядно демонстрирует, что европейская система ПРО остается для него одной из важнейших внешнеполитических тем. Несмотря на декларируемый пересмотр приоритетов после прихода к власти администрации Обамы, мощное присутствие в Восточной Европе для Вашингтона жизненно необходимо. Таким образом, США пытаются укрепить свои позиции в НАТО (где явно наметился «кризис идей»), учитывая противостояние с европейскими «могиканами» Альянса - Германией и Францией. Соединенным Штатам сейчас важен сам факт широкого присутствия в Восточной Европе, а не средства, которыми это присутствие обеспечивается. Будет это танковый батальон или военный адронный коллайдер - на самом деле не принципиально. Просто сегодня налогоплательщикам, например, в штате Алабама легче объяснить расходование огромных денег именно на ракеты и радары ПРО в связи с «иранской и северокорейской ракетной угрозой» или войной с мировым терроризмом. Не следует забывать также о солидных заказах для отечественного оборонно-промышленного комплекса, о котором не забывает ни один президент США, независимо от того, «слон» он, или «осел», т.е. представляет ли он лагерь республиканцев или демократов.

 

Во-вторых, «румынизируя» системы ПРО Вашингтон, по сути, перетягивает в круг собственных интересов еще и Бухарест - традиционного союзника Франции. При этом никто не отказывается от поддержки Польши (где ранее планировалось разместить противоракеты), которая получит новейшие системы противовоздушной обороны Patriot и, можно не сомневаться, в дальнейшем останется стратегическим партнером США. К тому же из планов по ПРО Варшаву никто не вычеркивал. А присутствие в Румынии и на Черном море (там и до Грузии недалеко) для Белого дома куда интереснее, чем, например, в Чехии, где раньше собирались ставить противоракетный радар.

 

В-третьих, выбивается один из козырей россиян в противоракетном диалоге. Мы хорошо помним, что ракеты шахтного базирования GBI в Польше очень раздражали Москву - стоят, мол, прямо на границе. Кремль даже ракетные комплексы «Искандер» в Калининграде размещать в ответ собирался. Напомним, что недавно сворачивание планов США относительно размещения объектов ПРО в Польше и Чехии расценивали в Кремле как одну из главных собственных внешнеполитических побед (на первом месте было недопущение Украины и Грузии в НАТО). Теперь же угрозы Москвы «Искандерами» в бывшем Кенигсберге трудно увязать с противоракетами SM-3, которые должны стоять в Румынии. Да и радар на румынской земле по географическим соображениям смотрит в сторону России не так «нагло», как с территории Чехии ...

 

В последнее время много говорят о роли личности президента США в мировых процессах. Наш же пример демонстрирует, что в геополитике Соединенные Штаты и далее остаются «автомобилем, который ведет водителя, а не наоборот».

 

В эпизодах

 

Румыния. Ожидаемо дает согласие без особых раздумий. Следует признать, оказывает со своей стороны правильно. Ведь американцы соглашаются на всевозможные преференции своим союзникам. Особенно, если хорошо поторговаться, как в свое время сделала Польша. О прямых и косвенных компенсациях Румынии со стороны США, если проект будет воплощаться в жизнь, мы еще услышим обязательно. Сейчас можно уверенно говорить, что Бухарест получает мощного союзника и лоббиста на всех уровнях, начиная от ООН с НАТО и заканчивая Красным Крестом и «Гринпис».

 

Россия. Реагирует ожидаемо оперативно, в целом негодуя и требуя объяснений. Сложилось впечатление, что этого хода в Москве ждали. Больше всего российскую сторону настораживает тот факт, что американцы и дальше принимают решения в сфере ПРО, «не посоветовавшись с товарищами», - без учета мнения и интересов России. Лейтмотив реакции российских экспертов в целом можно оценить как «плохой знак». При этом звучат как взвешенные оценки, так и «эмоционально политкорректные». Например, некоторые российские эксперты считают, что появление баз ПРО в Румынии никоим образом не будет угрожать потенциалу ядерного сдерживания РФ, в частности в силу географического расположения, далеко от гипотетических траекторий российских межконтинентальных баллистических ракет.

 

В свою очередь постоянный представитель РФ в НАТО Дмитрий Рогозин выразил уверенность, что планы США касательно Румынии могут угрожать безопасности России, поскольку «в Черноморском бассейне появляется чуждая военная инфраструктура». Однако далее доходит до смешного. Российский дипломат высказал мнение, что Москва должна получить от американской стороны конкретные тактико-технические характеристики (ТТХ) «румынских» систем и убедиться в том, что эти системы не могут перехватывать тяжелые баллистические ракеты, которые стоят на вооружении России. Представьте себе гипотетическую ситуацию, что Вашингтон удовлетворяет просьбу Москвы, и оказывается, что ракетные установки с территории Румынии таки способны лупить по всем баллистическим ракетам без разбора: иранским, северокорейским, китайским, российским и т.д. Как вы считаете, это станет аргументом, чтобы их убрали из Румынии прочь?

 

Куда более прагматично прозвучало предложение бывшего командующего ЧФ и начальника Главного штаба ВМФ РФ Виктора Кравченко о том, что России следует пересмотреть задачи Черноморского флота и укрепить его боевой потенциал в связи с новыми планами американцев по ПРО в Восточной Европе. Очень симптоматический тезис, прежде всего для Украины.

 

Украина. А тут - тишина. Есть, правда, уважительная причина - не до ПРО сейчас, выборы нового президента, который еще будет иметь время отреагировать. Может и так. Здесь показательным выглядит другое. Позиция Украины - одной из стран Черноморского региона - никого не касается. Это и не удивительно, так как каким образом может волновать то, чего нет в природе. Когда молчит Турция или Болгария - союзники США по НАТО - это одно, и совсем другое, когда не реагирует внеблоковое государство. Мы не говорим «не критикует», просто не обращает внимания, как будто ничего не происходит.

 

А происходит немало. Собственные позиции в регионе значительно усиливает государство-сосед, причем сосед - один из самых недоброжелательных. Еще свежими в памяти остаются споры об острове Змеиный и Черноморском шельфе, завершившиеся «соломоновым решением» Международного суда ООН. Никуда не делись вопросы относительно русла Дуная. Можно вспомнить также антиукраинскую риторику, «намеки» на территориальные претензии румынских политиков, в частности и нынешнего президента Румынии Траяна Бэсеску. Неужели о планах США не было известно заранее? Были ли хотя бы попытки Украины организовать дискуссию, или хоть бы кто намекнул относительно того, что радар в Румынии дублирует украинскую РЛС «Днепр» в Севастополе? Очень в этом сомневаюсь. И кто на нас обратит внимание, если нам самим, грубо говоря, плевать?

 

Второй и куда более опасный для Украины аспект. Усиление экспансии США в Черноморском бассейне открывает карт-бланш России для укрепления позиций Черноморского флота в Крыму. Соответствующие намеки со стороны российской стороны, как мы видим, уже прозвучали. Неизвестно, как там насчет усиления, а вот насчет российской позиции о невыведении флота с территории Украины в установленный срок (когда американцы такое вытворяют под носом!)? Укрепляться пропорционально развертыванию объектов ПРО в Румынии и тем более на Черном море. Когда там это должно произойти? В 2015-м? А когда ЧФ РФ, по Конституции Украины, должен покинуть Севастополь? В 2017-м.

 

Перевод: Антон Ефремов