Энергораспределяющая компания Edelca, обслуживающая самый крупный в Венесуэле гидроэнергетический комплекс Гури на реке Карони (Caroni), делает всё от неё зависящее, чтобы обеспечить электричеством страну, переживающую тяжелейший энергетический кризис за всю свою историю.
В прошлую пятницу руководство компании пригласило своих сотрудников на богослужение, чтобы испросить у Господа скорейшего разрешения чрезвычайного положения в области снабжения электроэнергией, введённого президентом Уго Чавесом 8 февраля этого года. «Вознесём же наши молитвы за Гури и обеспечение электричеством Венесуэлы», обратился к собравшимся пастор Хосе Бастидас (José Bastidas), и верующие ответили ему, воздев руки к небу.
Профсоюзный руководитель Хосе Рондон (José Rondón), скептический наблюдавший за происходящим, считает, что никакие мольбы не помогут снять проблему, которая могла бы быть разрешена с помощью капиталовложений. Или проливными дождями, поскольку одна из причин кризиса, поставившего правительство Венесуэлы в тяжелейшее положение, заключается в том, что в результате засухи резко понизился уровень воды в водохранилище и, соответственно, мощность электростанции Гури, обеспечивающей 70% потребностей страны в электроэнергии.
Уго Чавес возлагает вину за происходящее на климатический феномен Эль Ниньо, глобальное потепление и безудержную жажду потребления, свойственную капиталистической системе. Согласно исследованию, проведённому в декабре прошлого года центром Datanálisis, 80% населения страны видит причину энергетического кризиса в неэффективной работе нынешнего правительства страны, а 29% - непосредственно Чавеса. И эти настроения начинают сказываться на популярности президента-команданте. «Впервые Чавеса рассматривают как одного из лиц, ответственных за возникшие перед страной проблемы, и это повлияло на снижение его популярности», указывает Луис Висенте Леон (Luis Vicente León), директор Datanálisis.
«Чавес вовсе не сломлен, но рейтинг его на 10 пунктов опустился, это точно», добавил социолог.
В феврале 2009 года популярность Чавеса была выше 60%, а начиная с прошлого декабря опустилась ниже 50%. И всё же это достаточно высокий показатель после 11 лет пребывания у власти, вполне достаточный, выиграть сентябрьские выборы и занять две трети мест в парламенте. Тем не менее, оппозиции не удалось этим воспользоваться. Разобщённость входящих в неё партий, от правых до крайне левых, является главным препятствием [помимо Чавеса, разумеется], с которым сталкиваются оппозиционеры на каждых выборах.
Умберто Вильялобос (Humberto Villalobos), член сети в защиту голосования ESData, считает, что в настоящий момент оппозиционные Чавесу партии имеют возможность получить лишь 30 депутатских мандатов из 165 в Национальной Ассамблее.
Но при этом не теряет оптимизма: если политические партии и профсоюзные организации объединятся, чтобы иметь своих представителей на всех избирательных участках –считает Вильялобос-, то вполне могут рассчитывать на 90 мест в парламенте.
Наступившее разочарование он объясняет не только перебоями в снабжении электроэнергией. Общий кризис, охвативший сферу услуг, который год назад даже не был темой для обсуждения, воспринимается сегодня как одна из проблем, в наибольшей степени осложняющих повседневную жизнь венесуэльцев. В некоторых провинциальных городах, где подача электричества урезана до восьми часов в день, домохозяйки из предосторожности начали засаливать только что купленное в магазине мясо, как будто его только что принёс с охоты муж, чтобы оно не протухло в результате отключения электроэнергии. Квартиры в Каракасе напоминают аквариумы без рыбок: повсюду видны бутыли, вёдра, кувшины и иные ёмкости, где хранится вода на случай запланированных отключений, которые могут длиться от трёх до четырёх дней. День ото дня становится всё сложнее.
И всё же в ходе социологических опросов все венесуэльцы, независимо от своей политической ориентации, заявляют, что в первую очередь их обеспокоенность вызывает проблема общественной безопасности, поддержания правопорядка. За менее чем 250 евро любой подросток может незаконно приобрести пистолет. Согласно подсчётам, более 9.000 единиц этого огнестрельного оружия находятся на руках у населения. Они стреляют, как правило, в конце недели. Только в Каракасе с пятницы по воскресенье из больниц поступает в морги от 30 до 50 трупов. Эти люди погибли в результате нападений, в ходе бандитских разборок или просто от шальных пуль. По подсчётам неправительственной организации Центр мониторинга насилия в Венесуэле (Observatorio Venezolano de Violencia), в 2009 году в общенациональном масштабе из каждых 100.000 жителей Венесуэлы 100 были убиты. Раненые, которых доставляют в медицинские центры, тоже имеют мало шансов выжить. Сеть медицинского обслуживания Barrio Adentro, достаточно хорошо работающая благодаря более чем 11 000 кубинских врачей, оказывает лишь первую врачебную помощь: острые респираторные заболевания, расстройства желудка, но она отнюдь не ориентированна на жертв катастроф и уж тем более тех, кто получает пулевые ранения.
Конечно, есть ещё государственные больницы, находящиеся на балансе Министерства здравоохранения. Но, по крайней мере, в тех 15, что находятся в Каракасе, ощущается нехватка медперсонала и оборудования. Пациентам приходится ждать операции по два-три месяца. И когда наступает момент, энергетический кризис делает своё дело: Марии Чакон (María Chacón), например, делали операцию по удалению абсцесса из брюшной полости, когда произошло отключение электроэнергии. В течение недели она пробыла с открытой раной, пока в операционную снова не дали электричество.
Столкнувшись с кризисом, Чавес вновь прибег к помощи Кубы. Как признаёт сам Чавес, две рекомендации, данные ему Фиделем Кастро в 2003 году, спасли его от отставки в результате референдума, прошедшего в этом же году: запуск кампании Misión Robinson, направленной на ликвидацию неграмотности, и создание сети медицинского обслуживания Barrio Adentro.
На этот раз правительство Кубы направило на выручку Чавесу 77-летнего Рамиро Вальдеса, участника Революции, занимающего ныне пост министра информатики и имеющего большой опыт работы в органах государственной безопасности. В Венесуэлу также прибыли министр планирования Аргентины Хулио Де Видо (Julio De Vido) и ряд бразильских специалистов. Но особую надежду Чавес возлагает на кубинских экспертов, поскольку, если кто и сталкивался с кризисами, подобными тем, что сегодня переживает Венесуэла, то это, конечно же, они.