Косово отмечает два года с момента провозглашения независимости. В то же время Дмитрий Медведев со всеми почестями, положенными по протоколу главам иностранных государств, принимал абхазского лидера Сергея Багапша. О Косово в Кремле не упоминали и, допускаю, даже не вспоминали. Российский президент пояснил, чем обусловлен выбор даты визита: «17 февраля 1810 года император Александр I подписал утвердительную грамоту о принятии Абхазии в подданство России». Тем не менее связь между частично признанной Республикой Косово и Абхазией есть, и она вполне очевидна.
Как бы ни успокаивали себя европейские дипломаты, на них также лежит ответственность за появление на карте мира белых пятен с точки зрения международного права. Мне до сих пор кажется, что если бы западные государства не признали косовскую декларацию о независимости, Россия не пошла бы на аналогичные действия в отношении Абхазии и Южной Осетии. На атаку грузинских войск на осетин она отреагировала бы так же, как отреагировала, т.е. контратакой, но, скорее всего, после этого все вернулись бы на первоначальные позиции. К тому статус–кво, который установился после гражданской войны в Грузии, когда Москва, всячески помогая непризнанным республикам, формально не признавала их независимый статус.
Через два года после провозглашения независимости Косово признали 65 государств, примерно треть всех стран мира. Если отбросить тех, кто весной и летом 1999 года сбрасывал бомбы на Югославию, то остается всего несколько десятков. Среди них такие «державы», как Маршалловы Острова, Буркина–Фасо, Сан–Марино, Белиз, Палау, коралловый островок Науру. Причем правительство Науру умудрилось признать как Косово, так и Абхазию с Южной Осетией. Правда, по сведениям московских газет, Россия перевела на остров в Тихом океане 50 миллионов долларов в виде гуманитарной помощи. Но, несмотря на этот казус, самое маленькое на свете государство поступило честнее многих. Либо уж признавать все отколовшиеся республики, либо не признавать никого.
А вообще говоря, о международном признании–непризнании говорится незаслуженно много — это первый и далеко не самый важный шаг. Русский философ Бердяев говорил, что государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад. В передаче, приуроченной к дню рождения косовской независимости, телеканал «Евроньюс» дает трезвую оценку ситуации в крае: «Те, кто считал, что независимость решит проблемы Косово по мановению волшебной палочки, вынуждены признать, что проблемы остаются прежними. После окончания войны оно получило 4 миллиарда евро финансовой помощи. Сейчас там все равно царят нищета, преступность и коррупция».
Эти проблемы стали еще более серьезными из–за отсутствия компетентного управления, отсутствия политической, экономической и социальной элиты, которая была бы способна запустить настоящий проект государственной политики для этой страны, резюмирует «Евроньюс».
Североатлантический альянс возмутился, что Россия подписывает с Абхазией соглашение о военной базе. Сейчас там находятся 1.700 российских военных и еще 1.300 пограничников. Предполагается, что сил и средств будет даже больше, чем во времена СССР. Бывший командующий Черноморским флотом, депутат Госдумы адмирал Владимир Комоедов так оценивает сотрудничество между Москвой и Сухуми в военной сфере: «Если учесть, что Черноморский флот сосредоточен сейчас в основном в Севастополе, а в Новороссийске база ВМФ только строится, это важная геополитическая победа».
Упреки Вашингтона не совсем понятны, учитывая, что в Косово американцы построили свою самую большую базу со времен вьетнамской войны. Кроме того, в крае постоянно находятся 10 тысяч военных НАТО и 2 тысячи полицейских из Евросоюза. В их задачи входит то, чем в нормальной стране должны заниматься национальные правоохранительные органы. Я имею в виду борьбу с оргпреступностью. Косово сейчас называют европейской Колумбией, потому что через нее идет основной поток наркотиков в ЕС — нужно же чем–то заниматься 40 процентам безработных...
Отличие двух ситуаций — в Косово и Абхазии — в том, что Евросоюзу есть что предложить Сербии (членство), а президент Грузии Михаил Саакашвили в России недавно объявлен персоной нон грата.