Это можно назвать «дипломатией гиков».
На этой неделе вместо конгрессменов и капиталистов, которые обычно входят в состав подобных делегаций, Вашингтон послал в Россию отряд звезд Силиконовой долины: 33-летнего создателя Twitter, «главного пастуха ящериц» из Mozilla, главу eBay, и — для ровного счета — актера Эштона Кутчера (Ashton Kutcher), который обогнал Бритни Спирс и теперь считается самым популярным в мире пользователем Tweeter.
Необычность этого подхода дополнительно подчеркнули такие странные моменты, как замеченная г-ном Кутчером на руке у одного из сибиряков большая татуировка с его портретом (актер сообщил об этом через Tweeter). Однако в целом подобный шаг показывает, насколько серьезно Вашингтон относится к социальной роли Интернета.
Одной из задач делегации было убедить пользователей процветающих в российском Интернете социальных сетей заняться общественными вопросами – такими, как борьба с коррупцией или торговлей людьми, заявил сотрудник отдела политического планирования в аппарате госсекретаря США Хиллари Родэм Клинтон Джаред Коэн (Jared Cohen).
«Эти платформы – не просто средства для того, чтобы зарабатывать деньги. К добру или к худу, но они меняют жизнь людей, - полагает г-н Коэн. – По мере осознания этого начинает работать естественный механизм – люди хотят направить этот процесс к лучшему, а не наоборот».
В России возникла самая активная в мире аудитория социальных сетей. В среднем взрослый человек здесь проводит на их сайтах по 6,6 часов в месяц, сообщает вирджинская исследовательская компания comScore. Правительство практически не пытается цензурировать Интернет, превратившийся в ключевую платформу для таких диссидентов, как майор Алексей Дымовский, в конце прошлого ноября разместивший в сети свои видеообращения, в которых он рассказывал о том, что милицию заставляют фабриковать обвинения».
По сравнению с этим проекты, предлагавшиеся американской делегацией, выглядели нейтрально: программа помощи молодым матерям на базе сотовой связи; «индекс безопасных рабочих мест» для защиты женщин от торговцев людьми, программы трудоустройства, которые помогали бы молодым программистам не превращаться в профессиональных хакеров. Делегация также призывала предпринимателей, действующих в сфере хай-теха, сотрудничать с общественными активистами, хотя в России, как считает Эстер Дайсон (Esther Dyson) из EDventure Holdings, также входившая в состав делегации, эти две группы живут в разных мирах.
Многие бизнесмены считают, что общественные активисты «утратили контакт с реальностью», говорит г-жа Дайсон, которая уже 20 лет вкладывает средства в российские компании. «Они примерно так к этому относятся: «Мы не считаем такую деятельность эффективной. Мы предприниматели, нам она неинтересна». Параллелей с героями прошлого они не проводят».
В своей статье, опубликованной на прошлой неделе Wall Street Journal, Евгений Морозов упрекнул госдепартамент в «техноутопизме» и вере в то, что социальные сети по своей природе способствуют демократизации. Напротив, полагает он, толпы, мобилизованные в сети обычно хаотичны и подвержены внутренним раздорам, притом, что репрессивные правительства пользуются – причем зачастую анонимно - этими же самыми платформами для распространения пропаганды.
Он также предупредил, что такие делегации, как та, что была направлена в Москву, и та, что в прошлом году посетила Ирак, слишком тесно связывают эти платформы с Вашингтоном.
«Сигналы о том, что Google, Facebook и Twitter сейчас превратились фактически в подразделения госдепартамента США, которые они подают миру, могут напрямую угрожать жизни тех, кто пользуется этими платформами в авторитарных странах, - пишет г-н Морозов, уроженец Белоруссии и автор находящейся сейчас в печати книги о демократии и Интернете. – Неудивительно, что, скажем, иранское правительство сейчас крайне подозрительно смотрит на всех пользователей Twitter».