Если бы меня спросили о том, как работает Совет Россия-НАТО (СРН), то я попытался бы ответить на этот вопрос при помощи одной простой идеи: в рамках СРН проходят переговоры не между двумя сторонами – Россией и НАТО, а между 29 членами этого совета. Каждый участник представляет свое собственное государство. Мы не упускаем возможности напомнить об этом нашим партнерам. Дело в том, что нам известны их дурные привычки. Они пытаются объединиться и таким образом решать проблемы, как будто холодная война продолжается, и все еще действуют блоковые правила игры. Но это ошибка.
Еще одна нерешенная проблема способствует ухудшению отношений между Россией и НАТО: нам еще не удалось добиться доверия в отношениях между странами-членами НАТО и Россией, которое бы основывалось на взаимном уважении интересов друг друга. Современная Россия уже давно отказалась от идеологических целей коммунизма, и теперь она хочет занять свое место в евроатлантической системе безопасности. Запад достаточно безразлично относится к тому, с какой Россией он имеет дело – с коммунистической или демократической. Страх перед Россией, судя по всему, продолжает служить источником журналистских разоблачений, на основании которых европейские и американские средства массовой информации сообщают о событиях в России. Нам сложно выстраивать равноправные и открытые отношения с теми, кто даже психологически еще не готов отказаться от предположения о геополитической вине России.
После кризиса на Кавказе в 2008 году и замораживания отношений с НАТО казалось, что наступает новая эра. Новая администрация США ясно дала понять, что НАТО должна укрепить сотрудничество с Россией. Мы готовы к тому, чтобы взаимодействовать с НАТО. Наши страны сталкиваются в значительной мере с похожими вызовами. К их числу относится терроризм, пиратство, резкое увеличение количества оружия массового уничтожения, а также уязвимость важнейших частей инфраструктуры. Достигнутые на встрече министров иностранных дел СРН договоренности открывают путь для того, чтобы проводить систематический анализ угроз 21-го века. Это, как мы надеемся, приведет к тому, что наши 29 стран смогут создать общую и равноправную систему безопасности, которая будет простираться от Ванкувера до Владивостока. Таким образом были бы выполнены те условия, о которых мы договорились с Западом, когда объединялась Германия.
Кроме того, в рамках дискуссии о стратегической концепции НАТО, а также в связи с инициативой президента Медведева о разработке договора о европейской безопасности 29 государств совместно работают на интеллектуальном уровне. В феврале этого года Москву посетила с визитом делегация «Wiseman Group» (англ. «Группы мудрецов» - прим. перев.) во главе с Мадлен Олбрайт. Члены делегации приняли участие в некоторых серьезных философских дискуссиях. При этом речь шла о европейской безопасности, а также о правилах подобающего поведения в евроатлантическом регионе.
Россия убеждена в том, что основные принципы европейского континента должны быть обращены вовне. Вступившие недавно в силу общие стратегические договоренности должны сконцентрировать свое внимание на внешней угрозе. Безопасность всех государств евроатлантического региона (а не только стран-членов НАТО) должна быть неделимой. Любые формы вооруженного нападения в отношениях друг с другом должны быть запрещены. Запрещено также должно быть применение силы и угроза ее применения. Ведущая роль ООН в вопросах безопасности должна быть сохранена.
Лучший способ укрепить доверие может состоять в том, чтобы гарантировать безопасность в отношениях между НАТО и Россией. Таким образом может возникнуть настоящее сотрудничество, которое бы гарантировало европейскую и международную безопасность, а также образовывало бы трансъевропейское объединение между США, Европой и Россией. В таком случае каждое европейское государство было бы защищено на нескольких уровнях. Первый уровень – это национальные оборонительные системы, а также системы безопасности. Второй уровень – это существующие союзы, к числу которых относятся НАТО, а также Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Третий уровень – это новый панъевропейский альянс между США, Евросоюзом и Россией.
Для НАТО важно получить поддержку со стороны России в том, что касается действий альянса в Афганистане. Мы будем оказывать эту помощь как в рамках наших национальных возможностей, так и в качестве члена ОДКБ. Мы поддерживаем борьбу против терроризма, и мы будем и дальше участвовать в транспортировке контингентов международных сил Isaf. НАТО нужны запасные части для вертолетов советского производства? Мы с удовольствием поможем, а также предоставим наших специалистов. В ответ на это у нас есть право рассчитывать на НАТО. Мы настаиваем на том, чтобы коалиционные войска не пытались делать вид, как будто они ведут борьбу против героиновой угрозы, исходящей из Афганистана. Афганский героин убивает в год 30 000 молодых людей у нас в стране, и мы больше не готовы с этим мириться.
Россия недовольна тем, что НАТО по-прежнему не желает обсуждать политические планы относительно будущего Афганистана. Когда и при каких условиях коалиционные войска намерены покинуть Афганистан? Действительно ли американцы и их союзники приняли твердое решение завершить войну против Аль-Каиды, или они хотят оборвать все на полпути и при этом заявить о том, что «объявленные цели были достигнуты»? Россия имеет право на то, чтобы знать правду. Мы первыми пострадали от появления религиозного фанатизма и на протяжении двух десятилетий сдерживали наступление на западную цивилизацию.
Наши отношения с НАТО будут и дальше зависеть от того, насколько альянс готов к учету российских интересов. Кроме того, мы принимаем во внимание влияние НАТО, поскольку эта организация как законным, так и незаконным образом пытается приблизить свою военную инфраструктуру к нашим границам.