Выйдя на площадь Витторио, символическое место, где проходила первая «забастовка мигрантов» в Риме, мы видим несколько сотен человек. Здесь больше итальянцев, чем мигрантов. Гаджеты, желтые шарики, представители антирасистких ассоциаций, кто-то от мэрии. Похоже нелегальные мигранты решили не идти бастовать на площадь, где есть полиция. Поэтому первое впечатление не самое лучшее, несмотря на красивые цвета и оптимизм организаторов. Человек в синем комбинезоне африканской внешности жалуется, что вид на жительство никак не предоставляют. «Спросите у кого-нибудь из «Лиги Севера», почему они не соблюдают требования ЕС, которые касаются штрафов для работодателей, нанимающих нелегалов» - говорит он с вызовом. Мы ушли с площади раньше, чем сюда пришли крупные политические деятели. Как раз в это время здесь готовилось выступление уже известного «Оркестра площади Витторио». Возможно вскоре площадь наполнится людьми, которые придут сюда ради оркестра, а не ради акции протеста. Если мы сравним результаты этой забастовки под лозунгом «24 часа без нас» с тем значением, которое придавали этому событию СМИ, то почувствуем большую разницу. Все происходящее лишь с большой натяжкой можно назвать символическим событием. Мы беседуем об этом с заместителем министра внутренних дел Италии Альфредо Мантовано.
- Каково ваше мнение по поводу этой «забастовки мигрантов»?
- Левые ищут дополнительную поддержку среди населения, чтобы получить доступ к управлению и чтобы решить вопросы пенсионной реформы. Среди итальянцев они уже не могут набрать необходимое количество голосов. Теперь им приходится придумывать новые методы. Они ориентируются даже не на легальных мигрантов, а скорее на нелегалов. Вчера все легальные мигранты вышли на работу, вместо того, чтобы участвовать в этих акциях протеста.
- Один из руководителей римского комитета положительно оценил заявления Фабио Гранаты, человека Джанфранко Фини. Это дополнительное очко в пользу «краткосрочного гражданства»?
- Я не думаю, что было бы правильно отмечать в гражданстве момент убытия. Гражданство всегда определяет момент прибытия. Таким образом, гражданство не зависит исключительно от срока пребывания, который может быть и стоило бы сократить. Оно должно стать частью «пути», в ходе которого выявляются и другие обстоятельства.
- Например, если мигранты хотят остаться в Италии?
Исследования, основанные на объективных данных, четко показывают, что 70% легальных мигрантов в Италии не планируют оставаться здесь на неопределенный срок. В их планы скорее входит прожить в Италии 10-15 лет. Это необходимый период, чтобы накопить денег, повысить уровень своего профессионализма, отдать детей в итальянские школы. Затем со всем этим багажом они рассчитывают вернуться в свои страны и использовать приобретенный у нас опыт. В этом смысле гражданство абсолютно не нужно.
- Есть ли какая-то альтернатива?
- Мы должны глубоко изучить желания и стремления легальных иммигрантов в Италии и понять, каким образом мы можем гарантировать им удовлетворение их потребностей. При этом мы не должны навязывать им своих мнений и ожиданий, которые в некоторых случаях не соответствуют действительности.
- Имеет ли смысл говорить о том, что если мигранты будут бастовать, то экономика страны остановится?
- В этом нет никакого смысла. Точно также нельзя говорить о том, что приезжие выполняют ту работу, которую больше не хотят выполнять итальянцы. Возможно это верно лишь в отношении сиделок, то есть тех людей, кто приезжает ухаживать за больными и престарелыми. Но подобная работа интересует в основном мигрантов из восточной Европы, например румынов.
-Однако, итальянская молодежь все же не рвется работать на фабриках или в сельском хозяйстве.
- На самом деле итальянцы не хотят делать ту работу, которую делают приезжие, потому, что она плохо оплачиваемая. Часто это нелегальный труд или работа за меньшую зарплату, чем предусмотрено в соглашении с мэрией. Стоило бы проверить, отказался бы заранее молодой человек с юга работать в сельском хозяйстве, если бы ему платили хотя бы тот минимум, который обозначен в соглашении.
- Как бороться с использованием рабочей силы нелегальными методами?
- Как раз в последние несколько недель в тех регионах, где особенно распространен этот феномен, действуют специальные команды, состоящие не только из полицейских. В их задачи входит контроль за благосостоянием территории, а также инспекторские проверки соглашений между местными компаниями, регионами и муниципалитетами. Это позволяет взять под контроль ту область, которую мы преступно оставляли без внимание все эти годы. С незаконным использованием рабочей силы можно бороться только медотами ужесточения контроля и увеличения количества санкций. Больше никак.
- Как проходит работа по борьбе с этим феноменом?
- У нас есть большое количество данных о результатах проверок в районе Реджио Калабрии, в городе Розарно и его окресностях, в районе города Эболи, на севере Калабрии, в пригородах Фоджии. В общем, мы уделяем особое внимание этому вопросу.
- Не случится ли так, что результатом акций протеста, таких как как забастовка мигрантов, станет отмена принятых решений?
- Ныняшняя забастовка не будет иметь никаких последствий, так как она оказалась провальной акцией. С помощью забастовок нельзя заставить других соблюдать правила.