Соединенные Штаты Америки разослали проект новых, более жестких санкций против Ирана, касающихся в основном банковских операций, страхового секторов экономики Ирана и грузоперевозок. Как сообщили в среду дипломатические представители Совета Безопасности ООН, в настоящее время США ждут, когда Китай и Россия заявят о своей готовности начать переговоры по принятию мер.
Предложенные санкции одновременно расширяют список целевых объектов и ужесточают принятые ранее три серии санкций, которые начали вводить с 2006 года, стремясь убедить Иран прекратить работы по обогащению урана и обсудить будущее его программ по разработке ядерного вооружения.
По словам дипломатических представителей, предложенные санкции призваны наложить полный запрет на некоторые транзакции с Ираном, тогда как существующие санкции лишь призывали страны-члены ООН проявлять «бдительность» или «сдержанность» во взаимодействии с Ираном в сфере торговли оружием, грузоперевозок и банковских операций. Основное внимание уделяется организации «Корпус стражей исламской революции», которое принадлежит значительное число иранских предприятий, тогда как нефтяная промышленность под санкции не подпадает, отметили дипломатические представители.
Предлагаемый проект санкций расширяет и другие аспекты прежде наложенных санкций, в том числе список подпадающих под санкции банков. В этот список, дополнительно к ранее указанным в нем банкам Мели и Садерат, будет внесен еще, как минимум, Центральный банк Ирана.
В новых санкциях будет расширен также список частных лиц, на которые наложен запрет на выезд и заморожены средства для проведения ими работ по ядерной программе. На сегодня в санкциях, занимающих около шести страниц, перечислены частные лица и организации, участвующие в программах разработки ракет и ядерного оружия или финансирующие их. Кроме того, в них включен запрет на экспорт оружия.
Из Китая реакции на проект не поступило. Китай открыто высказывался против введения санкций, однако Соединенные Штаты Америки и их союзники по Совету Безопасности надеются, что Джеймс Стейнберг (James B. Steinberg), заместитель госсекретаря, сможет добиться ответной реакции Китая в ходе переговоров в Пекине на этой неделе.
Прежний постоянный представитель Китая в Организации Объединенных Наций, Чжан Есуй, оставил эту должность, чтобы занять пост посла в Вашингтоне. Новым дипломатическим представителем Китая при ООН станет Ли Баодун, который в настоящее время возглавляет посольство Китая в Женеве. В четверг он представит свои верительные грамоты и приступит к работе.
Предложенные меры, ранее обсуждавшиеся США, Францией и Германией, на будущих переговорах, вероятно, отступят на второй план. Первоначальная реакция со стороны России была отрицательной. Россияне отметили, что меры излишне строги; как заявили участвующие в переговорах дипломатические представители, «в них много такого, что им не нравится». Однако Москва по-прежнему одобряет идею новых санкций наряду с проведением переговоров.
«В то время как мы стремились и по-прежнему стремимся держать открытым окно переговоров, со стороны Ирана не последовало адекватной реакции, которой от него ожидали», — заметил Виталий Чуркин, российский представитель при ООН, на пресс-конференции вечером во вторник.
Он заявил, что Россия выражает растущую озабоченность по поводу последних заключений Международного агентства по атомной энергии, указывающих на то, что Иран, возможно, пытается разработать ядерное оружие, несмотря на все его заявления об исключительно мирных намерениях.
«Если они не удовлетворены тем, как, по их мнению, протекает их сотрудничество с Тегераном, то мы, очевидно, тоже весьма обеспокоены, — сказал г-н Чуркин. — Заключение МАГАТЭ вызывает тревогу относительно характера ядерной программы Ирана».
По словам г-на Чуркина, он не получил указаний из Москвы о начале ведения переговоров по новой серии санкций. Тем не менее, высказанная им позиция оставляет Пекин с его особым мнением в одиночестве.
Основным рычагом в поддержку санкций, имеющимся в распоряжении остальных четырех стран, является то, что Москва и Пекин по-прежнему хотят, чтобы основной ареной этих переговоров стал форум «шестерки».
Г-н Чуркин высказался по этому поводу. «Ценность шестерки очевидна, — заявил он. — Я не вижу причин, почему бы шестерке не продолжать активную работу по улаживанию наших совместных позиций в отношениях с Ираном».
Западные нации хотят, чтобы решение Совета Безопасности было окончательно принято до мая, когда мировые державы будут заняты пересмотром глобального Договора о нераспространении ядерного оружия. К тому же в мае председателем Совета станет Ливан, родина боевой группы «Хезболла», тесно сотрудничающей с Ираном.
Президент Обама 12 и 13 апреля проводит в Вашингтоне встречу на высшем уровне по ядерным вопросам; по мнению дипломатов, если обсуждение санкций не завершится к этому времени, возможно, лидеры сами смогут уладить разногласия.
Госсекретарь Хиллари Клинтон в ходе поездки по Латинской Америке не смогла повлиять на отрицательное отношение Бразилии к санкциям против Ирана. Президент Бразилии, Луис Инасио Лула да Силва (Luiz Inacio Lula da Silva), отказался поддержать резолюцию еще до встречи с Хиллари Клинтон, состоявшейся в среду.
«Неосторожно было бы загонять Иран в угол, — сказал г-н да Сильва журналистам, по сообщению агентства Associated Press. — Предусмотрительнее было бы провести переговоры».
Как заявили официальные лица из администрации, г-жа Клинтон заметила, что наложение санкций заставило бы иранское правительство задуматься. Однако бразильские официальные лица в ответ на это выразили свое опасение, что подобные меры приведут только к ужесточению позиции Ирана.
Бразилия — член Совета Безопасности, имеющий право голоса, и хотя его поддержка не имеет решающего значения для принятия резолюции, Соединенные Штаты стремятся к достижению мирового единства в конфронтации с Ираном.
В прежних раундах переговоров о санкциях позиция России и Китая оставалось открытой. По их мнению, санкции слишком строги, а доказательства связи всех внесенных в список организаций и частных лиц, деятельность которых связана с распространением ядерного оружия, недостаточны. В настоящее время агенты структур безопасности Соединенных Штатов Америки, Франции, Великобритании и Германии собирают возможно больший корпус доказательств для расширения списка предприятий и организаций, связанных с ядерной программой.
Как заметил один дипломат, выражая недовольство чрезмерно высокими требованиями к доказательствам со стороны Китая и России, представители делегаций этих стран на переговорах просматривали список так тщательно, словно надеялись найти в нем «фотографию каждого парня, работающего на производстве по изготовлению бомб».